Указ ельцина о приватизации земли

Указ Ельцина о земле

Указ ельцина о приватизации земли
 Указ Ельцина о земле

Москва, Кремль
27 октября 1993 года        #1767

Указ

Президента Российской Федерации        О регулировании земельных отношений и развитии аграрной реформы в России        В целях совершенствования правового регулирования земельных отношений и углубления аграрной реформы на основе многообразия форм собственности на землю, равноправного развития различных форм хозяйствования, самостоятельности сельских товаропроизводителей и усиления государственной поддержки агропромышленного комплекса в условиях рыночной экономики впредь до принятия Основ земельного законодательства Российской Федерации постановляю:        1. Земельные участки и все, что прочно с ними связано, относятся к недвижимости. Совершение сделок с земельными участками регулируется гражданским законодательством с учетом земельного, лесного, природоохранительного, иного специального законодательства и настоящего Указа.        2. Граждане и юридические лица — собственники земельных участков имеют право продавать, передавать по наследству, дарить, сдавать в залог, аренду, обменивать, а также передавать земельный участок или его часть в качестве взноса в уставные фонды (капиталы) акционерных обществ, товариществ, кооперативов, в том числе с иностранными инвестициями. Граждане и юридические лица могут образовывать общую совместную или общую долевую собственность путем добровольного объединения принадлежащих им земельных участков, земельных долей (паев).        3. Каждому собственнику земельного участка выдается свидетельство на право собственности на землю (далее именуется свидетельство), которое подлежит регистрации в регистрационной (поземельной) книге.        Свидетельство является документом, удостоверяющим право собственности на земельный участок, и служит основанием при совершении сделок купли-продажи, залога, аренды, а также при осуществлении иных действий по владению, пользованию и распоряжению земельным участком в соответствии с действующим законодательством.        Утвердить прилагаемую форму свидетельства на право собственности на землю.*        При первичном предоставлении земельного участка свидетельство выдается соответствующим комитетом по земельным ресурсам и землеустройству по решению местной администрации. При купле-продаже земельных участков и в других случаях перехода права собственности на землю свидетельство выдается указанным комитетом на основании договора купли-продажи (купчей) или иных документов, подтверждающих переход права собственности на землю.        Государственные акты и свидетельства о предоставлении земельных участков в собственность, выданные до вступления в действие настоящего Указа, являются документами постоянного действия, удостоверяющими право собственности, и имеют равную законную силу со свидетельством, предусмотренным настоящим пунктом. Граждане, получившие участки в пожизненное наследуемое владение или бессрочное (постоянное) пользование либо взявшие их в аренду, кроме аренды у физических лиц, имеют право на предоставление и выкуп этих участков в собственность в соответствии с действующим законодательством. Документы, подтверждающие права собственности на земельные участки или права пользования земельными участками, выданные после вступления в силу настоящего Указа органами исполнительной власти и местного самоуправления без регистрации в районном (городском) комитете по земельным ресурсам и землеустройству, являются недействительными.        4. Государство гарантирует неприкосновенность и защиту частной собственности на землю, а также защиту прав собственников земли при совершении ими сделок с землей. Изъятие земельного участка у собственника для государственных и общественных нужд производится в установленном законом порядке путем выкупа с учетом интересов собственника, включая возмещение стоимости земли по договорной цене и причиненных убытков, в том числе упущенную выгоду. Выкуп земельных участков для федеральных нужд производится Комитетом Российской Федерации по земельным ресурсам и землеустройству на основании решения Совета Министров — Правительства Российской Федерации. Все споры, связанные с отчуждением и приобретением земельных участков, а также другие земельные споры рассматриваются в судебном порядке.        5. Каждому члену коллектива сельскохозяйственного предприятия, которому земля принадлежит на праве общей совместной или общей долевой собственности, выдается свидетельство на право собственности на землю по форме, утвержденной настоящим Указом, с указанием площади земельной доли (пая) без выдела в натуре. Сельскохозяйственные предприятия, членам коллективов которых земля принадлежит на праве общей совместной или общей долевой собственности, в 2-недельный срок с момента подачи членом коллектива заявления о выдаче свидетельства представляют в органы местной администрации списки собственников с указанием размеров принадлежащих им земельных долей (паев).        Собственники земельных долей (паев) имеют право без согласия других сособственников на выдел земельного участка в натуре для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства, сдачи в залог и аренду, расширения до установленной нормы участка, используемого под личное подсобное хозяйство и индивидуальное жилищное строительство, а также обменивать земельную долю (пай) на имущественный пай, передавать ее по наследству, получать стоимостное выражение (стоимость) земельной доли в случае выкупа принадлежащего коллективу на праве общей совместной или общей долевой собственности земельного участка и на возмещение причиненных убытков, включая упущенную выгоду. Собственники земельных долей (паев) без согласия других сособственников имеют право продавать земельные доли (паи) другим членам коллектива, а также иным гражданам и юридическим лицам для производства сельскохозяйственной продукции.        При этом члены коллектива имеют преимущественное право на приобретение земельных долей (паев) перед иными покупателями. Выдел земельной доли (пая) в натуре производится с учетом требований по рациональной организации территории и компактного землепользования. Права по выделению земельных долей (паев) в натуре не распространяются на работников сельскохозяйственных предприятий, реорганизация которых производится в соответствии с пунктами 20-23 и 26 Положения о реорганизации колхозов, совхозов и приватизации сельскохозяйственных предприятий, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 4 сентября 1992 г. #708.        6. Установить, что лица, выходящие из коллективных хозяйств и других сельскохозяйственных предприятий для организации крестьянского (фермерского) хозяйства, наделяются имущественным паем в натуре в соответствии с установленным порядком. В случае отказа коллектива выделить имущественный пай в натуре либо в связи с невозможностью обеспечить в натуре право на имущественный пай предприятия обязаны выделить денежную компенсацию стоимости имущественного пая, индексированную на коэффициент увеличения минимальной заработной платы с момента расчета этого пая.        7. Установить, что комитеты по земельным ресурсам и землеустройству по поручению местных администраций имеют право выкупать по договорным ценам земельные доли (паи) в целях пополнения фондов перераспределения земель и наделения граждан и юридических лиц земельными участками и их продажи. Образовать для этих целей в комитетах по земельным ресурсам и землеустройству специальные денежные фонды за счет части средств, поступающих от продажи или сдачи в аренду местной администрацией земельных участков, компенсационных платежей за отвод сельскохозяйственных угодий для несельскохозяйственных целей, штрафов за нарушение земельного законодательства, части средств, выплачиваемых за предоставление услуг, оказываемых комитетами по земельным ресурсам и землеустройству при проведении операций с земельными участками. Указанные фонды кроме выкупа земельных долей (паев) используются также на улучшение земель, обустройство территорий, материально-техническое обеспечение комитетов по земельным ресурсам и землеустройству, проведение земельно-кадастровых работ.        8. Установить, что продажа земель может производиться на конкурсах или аукционах. Выкуп части земельного участка, предоставленного ранее сверх предельных норм, осуществляется в соответствии с абзацем шестым пункта 4 Указа Президента Российской Федерации от 23 апреля 1993 г. #480 “О дополнительных мерах по наделению граждан земельными участками”. Продажа земли собственникам приватизированных предприятий осуществляется в порядке, утвержденном Указом Президента Российской Федерации от 14 июня 1992 г. #631 “Об утверждении Порядка продажи земельных участков при приватизации государственных и муниципальных предприятий, расширении и дополнительном строительстве этих предприятий, а также предоставленных гражданам и их объединениям для предпринимательской деятельности”. Продажа земельных участков, используемых в сельскохозяйственном производстве, с изменением целевого назначения производится по решению органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации.        9. Для ускорения процедуры оформления права собственности на земельный участок и земельную долю (пай) или выдела участка в натуре предусмотреть, что:        соответствующее заявление в органы местной администрации подлежит рассмотрению в месячный срок с момента его подачи;        решение (выписка из решения) органа местной администрации о предоставлении, продаже земельного участка в собственность, о переоформлении права на землю, выделе земельного участка либо об отказе в этих действиях подлежит выдаче в 7-дневный срок с момента принятия решения;        выдача комитетами по земельным ресурсам и землеустройству свидетельств производится на основании решения органов местной администрации в 10-дневный срок с момента принятия решения или регистрации договора купли-продажи.        Основаниями для отказа в выдаче свидетельства на право собственности на землю являются:        прямой запрет в законодательных актах Российской Федерации на предоставление земельных участков в собственность;        наличие на момент обращения с заявлением споров о принадлежности данного земельного участка;        изменение целевого назначения земельного участка, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 8 настоящего Указа.        Перечень оснований для отказа в выдаче свидетельства на право собственности на землю является исчерпывающим. При отсутствии чертежа границ земельного участка соответствующий комитет по земельным ресурсам и землеустройству в месячный срок после выдачи свидетельства производит установление и оформление границ земельного участка и выдает собственнику копию чертежа границ участка.        10. Установить, что председатель Комитета Российской Федерации по земельным ресурсам и землеустройству одновременно является главным государственным инспектором по использованию и охране земель Российской Федерации, а председатели комитетов по земельным ресурсам и землеустройству на местах — соответственно государственными инспекторами по использованию и охране земель республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономных образований, городов и районов.        11. Отменить с 1994 года обязательные поставки и иные формы принудительного изъятия сельскохозяйственной продукции в государственные ресурсы.        12. Государственному комитету Российской Федерации по управлению государственным имуществом предусмотреть в Государственной программе приватизации государственных и муниципальных предприятий Российской Федерации на 1993-1994 годы обязательное акционирование предприятий по первичной переработке сельскохозяйственной продукции, рыбы, морепродуктов и предприятий по производственно-техническому обслуживанию и материально-техническому обеспечению агропромышленного комплекса по первому или третьему варианту льгот с продажей на закрытых чековых аукционах всех оставшихся акций сельскохозяйственным и рыбодобывающим товаропроизводителям, а также гражданам, проживающим в сельской местности сырьевой зоны приватизируемого предприятия, в соответствии с законодательством Российской Федерации.        13. Совету Министров — Правительству Российской Федерации разработать систему мер государственной поддержки агропромышленного комплекса по следующим основным направлениям:        кредитование, в том числе льготное, сельских товаропроизводителей для осуществления сезонных затрат;        формирование федеральных и региональных продовольственных фондов на основе закупок продукции с предварительным авансированием сельских товаропроизводителей;        компенсация части затрат на производство отдельных видов сельскохозяйственной продукции;        финансирование государственных капитальных вложений на развитие сельскохозяйственной науки и реализацию приоритетных целевых программ;        предоставление инвестиционных кредитов на строительство индивидуальных жилых домов и производственных объектов;        становление и развитие крестьянских (фермерских) хозяйств;        формирование уставных капиталов создаваемых крестьянских банков и страховых обществ;        компенсация части страховых платежей сельских товаропроизводителей.        14. Совету Министров — Правительству Российской Федерации:        а) в месячный срок:        утвердить положения о проведении конкурсов и аукционов по продаже земельных участков и других операций с землей, о государственном контроле за использованием и охраной земель Российской Федерации;        внести проекты указов Президента Российской Федерации о налогообложении продажи и других операций с землей, о сельскохозяйственной кооперации, о залоге сельскохозяйственной продукции, о залоге земель сельскохозяйственного назначения;        б) в 2-месячный срок:        утвердить порядок выкупа земельных долей и перераспределения выкупленных земель, формирования и использования средств специальных денежных фондов комитетов по земельным ресурсам и землеустройству;        утвердить положения о порядке выкупа земельных участков для федеральных нужд и о порядке предоставления земельных участков казачьим обществам;        внести проект Указа Президента Российской Федерации об ипотеке;        принять Государственную программу развития оптовых продовольственных рынков, в которой предусмотреть создание межрегиональных, региональных и сельских оптово-розничных рынков и агробирж.

15. Настоящий Указ вступает в силу с момента опубликования.

       

Президент Российской Федерации Б. Ельцин

Источник: https://www.kommersant.ru/doc/8994

О неотложных мерах по осуществлению земельной реформы в рсфср (утратил силу на основании указа президента рф от 25.02.2003 n 250), указ президента рф от 27 декабря 1991 года №323

Указ ельцина о приватизации земли

____________________________________________________________________
Утратил силу на основании
Указа Президента Российской Федерации от 25 февраля 2003 года N 250____________________________________________________________________

В целях дальнейшего совершенствования земельных отношений, приватизации земель, упрощения процедуры наделения граждан земельными участками,
постановляю:

1. Приватизацию земель, находящихся в государственной и муниципальной собственности, осуществлять в соответствии с действующим законодательством и настоящим Указом.

2. Установить, что решения по перераспределению земель принимаются органами местной администрации по представлению комитетов по земельной реформе и земельным ресурсам.

3. Колхозы и совхозы обязаны в 1992 году провести реорганизацию, привести свой статус в соответствие с Законом РСФСР “О предприятиях и предпринимательской деятельности” и перерегистрироваться в соответствующих органах.

Местным органам исполнительной власти обеспечить контроль за реализацией права членов колхозов и работников государственных предприятий на беспрепятственный выход из них для создания крестьянских (фермерских) хозяйств.

4.

Советам Министерств республик в составе РСФСР, органам исполнительной власти краев, областей и автономных образований до 1 февраля 1992 года установить предельные размеры земельных участков, предоставляемых крестьянским (фермерским) хозяйствам в зависимости от их специализации, численности работников, качества земли и других факторов, если до этого срока размеры не установлены соответствующими Советами народных депутатов.

Районным органам исполнительной власти совместно с комитетами по земельной реформе и земельным ресурсам установить среднерайонные нормы бесплатной передачи земли в собственность граждан с учетом качества земель.

5. Включить в фонды перераспределения земель участки, остающиеся после бесплатной передачи земель колхозов, других кооперативных сельскохозяйственных предприятий, акционерным обществам, в том числе созданным на базе государственных сельскохозяйственных предприятий.

Местной администрации организовать продажу земель фонда по конкурсу, передачу в аренду с правом последующего выкупа.

При проведении конкурсов и передаче в аренду преимущественные права предоставить гражданам, ранее использовавшим земельные участки на правах аренды, членам трудовых коллективов, выходящим из колхоза или совхоза с целью создания крестьянского (фермерского) хозяйства, а также другим работникам этих хозяйств. Оставшиеся нераспределенными земли передаются или продаются по нормативной цене, а при наличии нескольких претендентов – на аукционах гражданам и юридическим лицам.

6.

Коллективам совхозов, других сельскохозяйственных предприятий, колхозов и кооперативов, использующих землю на праве бессрочного (постоянного) пользования, до 1 марта 1992 года принять решение о переходе к частной, коллективно-долевой формам собственности в соответствии с Земельным кодексом РСФСР. Местной администрации обеспечить выдачу гражданам, ставшим собственниками земли, соответствующих свидетельств на право собственности на землю, которые имеют законную силу до выдачи документов, удостоверяющих это право.

7. Для упрощения процедуры наделения земельными участками членов колхозов и работников совхозов, создающих крестьянские хозяйства, всем сельскохозяйственным предприятиям (кроме учебно-опытных хозяйств) определить земельные массивы, подлежащие предоставлению крестьянским хозяйствам в первую очередь.

8. Обязать руководителей хозяйств в течение одного месяца со дня подачи заявления о создании крестьянского (фермерского) хозяйства выделить земельные доли работника и членов его семьи в натуре. Выделенный земельный участок оформляется местной администрацией в соответствии с действующим законодательством.

Одновременно с земельной долей выделяется и имущественный пай. При задержке с выделением земли и имущественного пая на руководителей хозяйств местными органами Комитета по земельной реформе и земельным ресурсам Министерства сельского хозяйства РСФСР налагается штраф в размере трехмесячных окладов.

9. Установить право граждан, выходящих из колходов и совхозов, на обмен земельных и имущественных паев, а также сдачу их в аренду.

10. Предоставить крестьянским хозяйствам право залога земли в банках. Разрешить банкам выдачу кредитов под залог земли.

11. Министерству сельского хозяйства РСФСР, Министерству экономики и финансов РСФСР подготовить и представить Правительству РСФСР до 1 февраля 1992 года предложения о порядке определения цены на земельные участки при их продаже и покупке органами местной администрации, а также залоге земли в банке.

12.

Разрешить с 1 января 1992 года гражданам, владеющим земельными участками на правах собственности, их продажу гражданам и оформление сделок в местной администрации в следующих случаях:

при выходе на пенсию по старости (за выслугу лет);

при получении земли в порядке наследования;

при переселении с целью организации крестьянского хозяйства на свободных землях фонда перераспределения;

при вложении вырученных средств от продажи земли в перерабатывающие, торговые, строительные и обслуживающие предприятия на селе.

Иные сделки купли-продажи земельных участков, не предусмотренные законодательством и настоящим Указом, недействительны.

13. Разрешить работникам сельскохозяйственных предприятий, имеющим земельные доли или земельные акции, продавать их другим работникам хозяйства или хозяйству по свободным ценам.

14. Земельные участки, выделенные для личного подсобного хозяйства, садоводства, жилищного строительства в сельской местности, передаются в собственность граждан бесплатно. Органам Комитета по земельной реформе и земельным ресурсам Министерства сельского хозяйства РСФСР обеспечить в 1992 году выдачу документов на право собственности на указанные земельные участки.

15.

Установить, что для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства, садоводства, огородничества, индивидуального жилищного строительства допускается с разрешения Правительства РСФСР изъятие земель в лесах первой группы, не включенных в состав природоохранного, рекреационного и историко-культурного назначения. Выделять по согласованию с органами лесного хозяйства крестьянским (фермерским) хозяйствам лесные земли с использованием их для комплексного ведения сельского и лесного хозяйства в соответствии с требованиями лесного законодательства.

16. Комитету по земельной реформе и земельным ресурсам Министерства сельского хозяйства РСФСР систематически готовить каталоги земель, находящихся в фонде перераспределения, публиковать их, организовать рекламу в средствах массовой информации, оказать содействие в переселении граждан, желающих и способных создать крестьянские хозяйства.

17.

Комитету по земельной реформе и земельным ресурсам Министерства сельского хозяйства РСФСР и его органам на местах обеспечить привлечение к ответственности за нарушения земельного законодательства, волокиту и злоупотребления по решению вопросов земельной реформы в соответствии со статьей 125 Земельного кодекса РСФСР.

Предоставить право комитетам по земельной реформе и земельным ресурсам республик в составе РСФСР, краев, областей, автономной области, автономных округов приостанавливать неправомерные решения районных и городских (кроме городов Москвы и Санкт-Петербурга) органов местной администрации, а районным и городским комитетам по земельной реформе и земельным ресурсам – органов сельской и поселковой администрации по вопросам изъятия и предоставления земель до рассмотрения в соответствующих органах.

18.

Рекомендовать Советам Министров республик в составе РСФСР, главам администраций краев, областей, автономной области, автономных округов создавать при комитетах по земельной реформе и земельным ресурсам общественные советы по земельной реформе с участием местных отделений общественных организаций и органов крестьянского самоуправления для подготовки и предоставления предложений по вопросам земельной реформы местной администрации и представителям Президента РСФСР.

19. Органам Прокуратуры РСФСР в 3-месячный срок опротестовать нормативные акты и распоряжения хозяйственных руководителей, противоречащие действующему законодательству и настоящему Указу.

20. Контроль за исполнением настоящего Указа возложить на Министерство сельского хозяйства РСФСР и Контрольное управление Администрации Президента РСФСР. Докладывать о ходе исполнения Указа ежемесячно.

21. Указ вступает в силу с момента его принятия. Нормы пунктов 8 и 12 вступают в силу в порядке, установленном постановлением Съезда народных депутатов РСФСР от 1 ноября 1991 года “О правовом обеспечении экономической реформы”.

ПрезидентРоссийской ФедерацииБ.Ельцин

Москва, Кремль27 декабря 1991 годаN 323

Источник: http://docs.cntd.ru/document/9002899

Указ Президента РФ от 27.12.1991 N 323

Указ ельцина о приватизации земли

УКАЗ

ПРЕЗИДЕНТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

О НЕОТЛОЖНЫХ МЕРАХ

ПО ОСУЩЕСТВЛЕНИЮ ЗЕМЕЛЬНОЙ РЕФОРМЫ В РСФСР

В целях дальнейшего совершенствования земельных отношений, приватизации земель, упрощения процедуры наделения граждан земельными участками постановляю:

1. Приватизацию земель, находящихся в государственной и муниципальной собственности, осуществлять в соответствии с действующим законодательством и настоящим Указом.

2. Установить, что решения по перераспределению земель принимаются органами местной администрации по представлению комитетов по земельной реформе и земельным ресурсам.

3. Колхозы и совхозы обязаны в 1992 году провести реорганизацию, привести свой статус в соответствие с Законом РСФСР “О предприятиях и предпринимательской деятельности” и перерегистрироваться в соответствующих органах.

Местным органам исполнительной власти обеспечить контроль за реализацией права членов колхозов и работников государственных предприятий на беспрепятственный выход из них для создания крестьянских (фермерских) хозяйств.

4. Советам Министров республик в составе РСФСР, органам исполнительной власти краев, областей и автономных образований до 1 февраля 1992 г.

установить предельные размеры земельных участков, предоставляемых крестьянским (фермерским) хозяйствам в зависимости от их специализации, численности работников, качества земли и других факторов, если до этого срока размеры не установлены соответствующими Советами народных депутатов.

Районным органам исполнительной власти совместно с комитетами по земельной реформе и земельным ресурсам установить среднерайонные нормы бесплатной передачи земли в собственность граждан с учетом качества земель.

5. Включить в фонды перераспределения земель участки, остающиеся после бесплатной передачи земель коллективам колхозов, других кооперативных сельскохозяйственных предприятий, акционерным обществам, в том числе созданным на базе государственных сельскохозяйственных предприятий.

Местной администрации организовать продажу земель фонда по конкурсу, передачу в аренду с правом последующего выкупа.

При проведении конкурсов и передаче в аренду преимущественные права предоставить гражданам, ранее использовавшим земельные участки на правах аренды, членам трудовых коллективов, выходящим из колхоза или совхоза с целью создания крестьянского (фермерского) хозяйства, а также другим работникам этих хозяйств. Оставшиеся нераспределенными земли передаются или продаются по нормативной цене, а при наличии нескольких претендентов – на аукционах гражданам и юридическим лицам.

6. Коллективам совхозов, других сельскохозяйственных предприятий, колхозов и кооперативов, использующих землю на праве бессрочного (постоянного) пользования, до 1 марта 1992 г.

принять решение о переходе к частной, коллективно – договорной и другим формам собственности в соответствии с Земельным кодексом РСФСР.

Местной администрации обеспечить выдачу гражданам, ставшим собственниками земли, соответствующих свидетельств на право собственности на землю, которые имеют законную силу до выдачи документов, удостоверяющих это право.

7. Для упрощения процедуры наделения земельными участками членов колхозов и работников совхозов, создающих крестьянские хозяйства, всем сельскохозяйственным предприятиям (кроме учебно – опытных хозяйств) определить земельные массивы, подлежащие предоставлению крестьянским хозяйствам в первую очередь.

8. Обязать руководителей хозяйств в течение одного месяца со дня подачи заявления о создании крестьянского (фермерского) хозяйства выделить земельные доли работника и членов его семьи в натуре.

Выделенный земельный участок оформляется местной администрацией в соответствии с действующим законодательством. Одновременно с земельной долей выделяется и имущественный пай.

При задержке с выделением земли и имущественного пая на руководителей хозяйств местными органами Комитета по земельной реформе и земельным ресурсам Министерства сельского хозяйства РСФСР налагается штраф в размере трех месячных окладов.

9. Установить право граждан, выходящих из колхозов и совхозов, на обмен земельных и имущественных паев, а также сдачу их в аренду.

10. Предоставить крестьянским хозяйствам право залога земли в банках. Разрешить банкам выдачу кредитов под залог земли.

11. Министерству сельского хозяйства РСФСР, Министерству экономики и финансов РСФСР подготовить и представить Правительству РСФСР до 1 февраля 1992 г. предложения о порядке определения цены на земельные участки при их продаже и покупке органами местной администрации, а также залоге земли в банке.

12. Разрешить с 1 января 1992 г. гражданам, владеющим земельными участками на правах собственности, их продажу другим гражданам и оформление сделок в местной администрации в следующих случаях:

при выходе на пенсию по старости (за выслугу лет);

при получении земли в порядке наследования;

при переселении с целью организации крестьянского хозяйства на свободных землях фонда перераспределения;

при вложении вырученных средств от продажи земли в перерабатывающие, торговые, строительные и обслуживающие предприятия на селе.

Иные сделки купли – продажи земельных участков, не предусмотренные законодательством и настоящим Указом, недействительны.

13. Разрешить работникам сельскохозяйственных предприятий, имеющим земельные доли или земельные акции, продавать их другим работникам хозяйства или хозяйству по свободным ценам.

14. Земельные участки, выделенные для личного подсобного хозяйства, садоводства, жилищного строительства в сельской местности, передаются в собственность граждан бесплатно. Органам Комитета по земельной реформе и земельным ресурсам Министерства сельского хозяйства РСФСР обеспечить в 1992 году выдачу документов на право собственности на указанные земельные участки.

15.

Установить, что для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства, садоводства, огородничества, индивидуального жилищного строительства допускается с разрешения Правительства РСФСР изъятие земель в лесах первой группы, не включенных в состав природоохранного, рекреационного и историко – культурного назначения. Выделять по согласованию с органами лесного хозяйства крестьянским (фермерским) хозяйствам лесные земли с использованием их для комплексного ведения сельского и лесного хозяйства в соответствии с требованиями лесного законодательства.

16. Комитету по земельной реформе и земельным ресурсам Министерства сельского хозяйства РСФСР систематически готовить каталоги земель, находящихся в фонде перераспределения, публиковать их, организовать рекламу в средствах массовой информации, оказать содействие в переселении граждан, желающих и способных создать крестьянские хозяйства.

17. Комитету по земельной реформе и земельным ресурсам Министерства сельского хозяйства РСФСР и его органам на местах обеспечить привлечение к ответственности за нарушения земельного законодательства, волокиту и злоупотребления по решению вопросов земельной реформы в соответствии со статьей 125 Земельного кодекса РСФСР.

Предоставить право комитетам по земельной реформе и земельным ресурсам республик в составе РСФСР, краев, областей, автономной области, автономных округов приостанавливать неправомерные решения районных и городских (кроме городов Москвы и Санкт – Петербурга) органов местной администрации, а районным и городским комитетам по земельной реформе и земельным ресурсам – органов сельской и поселковой администрации по вопросам изъятия и предоставления земель до рассмотрения в соответствующих органах.

18.

Рекомендовать Советам Министров республик в составе РСФСР, главам администраций краев, областей, автономной области, автономных округов создавать при комитетах по земельной реформе и земельным ресурсам общественные советы по земельной реформе с участием местных отделений общественных организаций и органов крестьянского самоуправления для подготовки и представления предложений по вопросам земельной реформы местной администрации и представителям Президента РСФСР.

19. Органам Прокуратуры РСФСР в 3-месячный срок опротестовать нормативные акты и распоряжения хозяйственных руководителей, противоречащие действующему законодательству и настоящему Указу.

20. Контроль за исполнением настоящего Указа возложить на Министерство сельского хозяйства РСФСР и Контрольное управление Администрации Президента РСФСР. Докладывать о ходе исполнения Указа ежемесячно.

21. Указ вступает в силу с момента его принятия. Нормы пунктов 8 и 12 вступают в силу в порядке, установленном Постановлением Съезда народных депутатов РСФСР от 1 ноября 1991 г. “О правовом обеспечении экономической реформы”.

Президент

Российской Федерации

Б.ЕЛЬЦИН

Москва, Кремль

27 декабря 1991 года

N 323

Источник: https://legalacts.ru/doc/ukaz-prezidenta-rf-ot-27121991-n-323/

Большая приватизация Ельцина: каждому по «кусочку Родины»

Указ ельцина о приватизации земли

14 августа 2018 | Время чтения 10 мин

Артем Брусницын, 14 августа 2018, 16:29 — REGNUM Создание системы приватизационных чеков (ваучеров) должно было сделать всех граждан бывшей советской России собственниками продаваемых в частные руки заводов, магазинов, пароходов и прочего государственного имущества.

За символические 25 рублей «дорогой россиянин» получал на руки заветную бумажку условным номиналом в 10 тыс. рублей. В течение нескольких лет ваучер можно было обменивать, покупать, продавать, вкладывать в акции, передавать специальным фондам.

Ни в чём себе не отказывать — и становиться капиталистическим хозяином своего «кусочка Родины».

Приватизация

Иван Шилов © ИА REGNUM

«Хотели как лучше». А получилось что-то совсем другое.

Граждане вкладывали ваучеры в фирмы-однодневки, нерентабельные и массово банкротившиеся предприятия (40 млн человек); передавали мошенническим «чековым инвестиционным фондам» (22 млн человек); просто продавали скупщикам — сначала за $40, потом за $10, $5… За ящик, потом за пару бутылок водки. Очень многие (24 млн человек) оставили ваучеры на память.

Большая часть приватизационных чеков (и приобретённых на ваучеры рентабельных активов) через фонды и скупщиков оказалась в руках сообразительных дельцов, которые имели «нетрудовые накопления».

У цеховиков или представителей криминала. У лиц, приближенных к «бывшей» партноменклатуре, управленцам и спецслужбистам.

Или у иностранных корпораций, которые участвовали в ельцинской приватизации как напрямую, так и через формально российские компании.

Крупнейшие объекты государственной собственности, которую обещали «передать народу», после ваучерной приватизации 1992—1994 годов и залоговых аукционов 1995 года оказались в руках горстки олигархов на паях с западными корпорациями. Десятки тысяч предприятий (даже таких, в которых значительную часть акций выкупили работники этих предприятий) не пережили ни приватизации, ни других «шоковых реформ» ельцинского правительства.

Благодаря приватизации и «шоковым реформам» в 1991—1995 годах промышленное производство упало более чем на 20%, инвестиции в 1991—1998 годах упали на 70%.

Уровень жизни большинства населения был обрушен. Миллионы людей потеряли все накопления, работу, статус, перспективы.

При этом горстка «новых русских» (5% населения) овладела более чем 70% собственности, из них 2% «сверхновых» — более чем 50%.

То, как была проведена приватизация в России, сегодня признаётся провальным всеми, включая западных либеральных экономистов (Сакс, Стиглиц) и даже самих «реформаторов» (Нечаев, Илларионов). Альтернативное мнение высказывает, пожалуй, только Анатолий Чубайс.

Анатолий Чубайс рассказывает о чековой приватизации

Все помнят, как Чубайс, один из главных идеологов ваучерной приватизации, обещал гражданам по две «Волги» за ваучер. А позднее «признался», что перед правительством стоял выбор между «бандитским коммунизмом и бандитским капитализмом». И «мало кто понимал», что на самом деле приватизация «вообще не была экономическим процессом… Она решала главную задачу — остановить коммунизм»:

«Не Западу судить! Мало что понимает в этом Запад. Мы занимались не сбором денег, а уничтожением коммунизма. Это разные задачи, с разной ценой.

Что такое приватизация для нормального западного профессора? Какого-нибудь Джеффри Сакса… Для него, в соответствии с западными учебниками, это классический экономический процесс, в ходе которого оптимизируются затраты на то, чтобы максимально эффективно разместить активы государства в частные руки. А мы знали, что каждый проданный завод — это гвоздь в крышку гроба коммунизма. Дорого, дёшево, бесплатно, с приплатой — двадцатый вопрос. Двадцатый! А первый вопрос один — каждый появившийся частный собственник в России — это необратимость… Первым выданным ваучером мы выхватили буквально из рук у красных решение об остановке приватизации в России, точно так же с каждым следующим шагом мы двигались ровно в том же направлении».

«Уничтожение коммунизма» — наверное, благородная задача с точки зрения Чубайса и его «непонимающих» западных партнёров.

Только «какие-нибудь западные профессора» задавали правительству реформаторов другие вопросы — почему для построения капитализма в России нужно проводить приватизацию как ограбление большей части населения? В пользу, как оказалось позднее, «бывших» партийных и комсомольских работников, выходцев из министерств и спецслужб? Почему нужно было привести в Россию капитализм так жестко, как не снилось Латинской Америке или Юго-Восточной Азии? Ведь это неизбежно, за считанные годы, вызвало ненависть большей части населения и к «реформаторам», и к капитализму, и к «благословенному Западу» как его источнику… И ностальгию по СССР, со всем его «бандитским коммунизмом» и прочими «ужасами сталинизма».

«Их (правительства «реформаторов» — прим.

ИА REGNUM ) взгляды на экономику были настолько неестественными, настолько идеологически искажёнными, что они не сумели решить даже более узкую задачу увеличения темпов экономического роста.

Вместо этого они добились чистейшего экономического спада. Никакое переписывание истории этого не изменит» — так описывал действия ельцинского правительства нобелевский лауреат Джозеф Стиглиц.

https://www.youtube.com/watch?v=ynuBS58TE2E

Американский экономист Джеффри Сакс, в 1991—1994 годах руководитель группы экономических советников Ельцина, высказывался о «реформаторах» ещё жестче:

«Как мне кажется, российское руководство превзошло самые фантастические представления марксистов о капитализме: они сочли, что дело государства — служить узкому кругу капиталистов, перекачивая в их карманы как можно больше денег, и поскорее. Это не шоковая терапия. Это злостная, предумышленная, хорошо продуманная акция, имеющая своей целью широкомасштабное перераспределение богатств в интересах узкого круга людей».

А может быть, и правда, приватизация в России — не провал, не ошибка? Не «страшная цена», которую пришлось заплатить для «уничтожения коммунизма»? Может, реформаторы и их «папа» Борис Ельцин на самом деле «решили задачу», но гораздо более циничную, антинародную и античеловеческую, чем обрушение недееспособной советской системы и построение на её обломках «новой России»?

Вот как описывает проведенную в России приватизацию известный «враг коммунизма», демократ и сторонник рыночной экономики Григорий Явлинский:

«Проблема тогда заключалась в том, что на рубль сбережений в стране в 1991 году было товаров на 14 копеек. Это и был огромный инфляционный потенциал.

Если бы разрешили покупать собственность, те самые экономические активы, то количество товаров на рубль сначала бы сравнялось, а потом, может быть, даже и выросло. Что явилось бы важным стимулом работы экономики. Этого не сделали.

Вместо этого провели такую реформу, которая уже в 92-м году привела к тому, что в России появилась инфляция в 2600%. Это была конфискация! Все деньги были уничтожены… Люди остались совсем без денег. А потом (после этого) запустили ваучеры и залоговые аукционы.

Всем хорошо понятно, что если вы лишаете людей денег, а потом проводите приватизацию, вы ее проводите только криминальным способом. Вы распределяете собственность между дружками. Вот так появились наши олигархи».

Можно по-разному относиться к Явлинскому, его политическим и экономическим воззрениям. Не факт, что его «500 дней» или его программа приватизации не грозили бы стране таким же обрушением, как действия «реформаторов»… Но то, что сделано «недругами», Ельциным, Чубайсом и Гайдаром, он понимает достаточно точно.

Анатолий Чубайс

Wikipedia commons

Егор Гайдар

Бахтиёр Абдуллаев

Какой-то существенный «внутренний» капитал бывшей страны Советов — это, действительно, либо цеховики, либо криминальные, «спецслужбистские» и «номенклатурные» общаки (к концу перестройки связанные друг с другом и уже неотличимые друг от друга). Но сбережения, суммарно немалые, имели очень многие граждане. Рядовые рабочие, учителя, врачи, средние руководители, всю жизнь откладывавшие советские рубли на сберкнижку.

Эти сбережения, которые могли пойти на приватизацию, были уничтожены «павловской» денежной реформой, заморозкой счетов Сбербанка, гайдаровской «либерализацией цен» 1991 года и последовавшей гиперинфляцией. Не вчерашние студенты, а подавляющая часть населения была полностью лишена возможности активно участвовать в приватизации — чем-то, кроме одного выданного ваучера.

Все прочие программы приватизации, в том числе закон 1991 года «Об именных приватизационных счетах и вкладах в РСФСР» (вкладах, которые нельзя было передавать третьим лицам), были отброшены Ельциным в пользу «ваучеров». Кстати, указ N914 «О введении в действие системы приватизационных чеков…» был выпущен во время отпуска Верховного совета, который мог заблокировать решение президента до вступления его в законную силу.

В итоге, хотя заводы и пароходы, по меткому выражению Чубайса, отдавались новым собственникам «дёшево, бесплатно, с приплатой» (из 500 крупнейших предприятий России около 80% продано по цене менее $8 млн каждое, «Уралмаш» — за $3,72 млн, Ковровский механический завод — за $2,7 млн, Челябинский тракторный — за $2,2 млн), у рядовых граждан (семей, рабочих коллективов) не было возможности купить пакет акций, который хотя бы через годы обеспечил им существенную «прибавку к зарплате». Даже если они были «экономически грамотными» и не отдали свои ваучеры скупщикам, мошенническим фондам, завтрашним банкротам и фирмам-однодневкам — странным образом расплодившимся при тотальном попустительстве правительства, спецслужб и прочих «заинтересованных лиц».

А «следующие шаги ровно в том же направлении», те же залоговые аукционы — это уже чистая передача (даже не за бесценок — за государственные средства) наиболее лакомых кусков собственности «своим» олигархам и западным «партнёрам».

Заявления Чубайса о миллионах граждан России, которые «вымрут», потому что «не вписались в рынок», аналогичные заявления Гайдара и прочих «реформаторов» аморальны и омерзительны сами по себе. Но дело в том, что они и не могли «вписаться в рынок».

Не рынок строился! Вся система сознательно строилась так, чтобы потолком притязаний рядового жителя страны, самого «экономически грамотного» и удачливого, стали несколько акций «Газпрома», с которых можно получать хоть какие-то дивиденды. При этом большая часть граждан была обрушена в нищету, торговала чем придется и как придется, чтобы прокормить детей. А настоящие капиталы достались малой группе лиц… По предварительному сговору.

1998 год

Переславская неделя Ю. Н. Частов

Воспеваемый либералами покойный Гайдар и яростный борец с коммунизмом Чубайс строили именно то, что было построено — чудовищный гибрид воровской малины и колониального грабительского капитализма, где колонистами оказались бывшие партработники и спецслужбисты. Которые, вообще-то, давали присягу и должны были Родину спасать… Народу служить.

Более продвинутые единомышленники Гайдара и Чубайса вокруг этой экономической системы прививали и выстраивали (или разрушали, что в случае построения инферно одно и то же) всё остальное — идеологию, систему образования, политический театр… А также более тонкие и страшные вещи — системы человеческой мотивации, психологические установок, коммуникации внутри общества.

За пять лет в отдельно взятой стране был построен не просто «бандитский капитализм» — был построен «новый русский человек» и система его воспроизводства.

Такой «новый человек», который за несколько поколений должен скатиться до состояния «недочеловека».

Того самого «руссиш швайн», которого НЕ встретили в Советском Союзе немецкие фашисты, но в которого мечтали превратить русских и гитлеристы, и их последователи в США и Европе.

Бумажек не жалко. И не полученных гражданами России «двух Волг» не жалко. Жалко, что во главе страны в лихие годы не встали «бандитские коммунисты», которые могли проливать кровь, но не готовы были для сохранения собственной власти обрушить в рабское существование граждан собственной страны. Страны, давшей им всё.

Источник: https://regnum.ru/news/2464522.html

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.