Снятие статуса служебного жилого помещения

Содержание

Выселение из служебного жилья – 2.Часть I – Как противостоять иску о выселении из служебного жилого помещения

Снятие статуса служебного жилого помещения

В этой публикации я рассказал о ситуации, типичной для настоящего времени, когда чиновники МО РФ стараются освободить служебные квартиры от жильцов, которые, по их мнению, занимают жилые помещения незаконно.

Интересно, что довольно продолжительный срок МО РФ не волновала судьба служебных квартир. Активности по их освобождению Министерство не проявляло.

Но в прошлом году, словно выйдя из затяжной спячки, Министерство внезапно вспомнило, что, имеются еще в наличии жилые помещения, которые занимают граждане, вдруг ставшие в одночасье захватчиками, незаконно владеющие чужой собственностью, которых нужно немедленно  выселить вышвырнуть на улицу, естественно, без предоставления другого жилья.

На сегодняшний день судебная практика по этой категории дел кардинально изменилась, и не в лучшую для граждан сторону. Как сегодня обстоят дела в этой жизненно важной для многих граждан сфере, рассказывается в этой статье.

 1. Кратко о предназначении служебных жилых помещений

«Служебное жилье — это особая категория жилья, относящаяся к жилым помещениям специализированного жилищного фонда, предназначенная и предоставляемая гражданам в связи со спецификой их трудовой деятельности и необходимостью проживания по месту работы/службы» (Трофимова В. Выселение из служебного жилья // Жилищное право. 2016. № 4. С. 93)

Предоставление служебного жилья осуществляется по решению собственника на основании заявления работника/служащего о предоставлении жилья из соответствующего специализированного жилищного фонда.

  Кроме того, в предоставлении служебного жилья может быть отказано, если гражданин, например, имеет иное жилое помещение на праве собственности или  право проживания в качестве члена семьи в ином жилом помещении по месту прохождения службы или работы.

«Договор найма служебного жилого помещения заключается на период трудовых отношений, прохождения службы либо нахождения на государственной должности РФ, государственной должности субъекта РФ или на выборной должности.

Прекращение трудовых отношений либо пребывания на государственной должности РФ, государственной должности субъекта РФ или на выборной должности, а также увольнение со службы является основанием прекращения договора найма служебного жилого помещения (ч.3 ст. 104 ЖК РФ)»

Закон не предполагает в силу особого статуса специализированного жилого помещения  проживание граждан на постоянной основе в случае прекращения трудовых, служебных отношений с работодателем, собственником жилья, так как эти отношения носят временный, срочный характер.

2. Кто не подлежит выселению?

В п. 8 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 02.07.2009 г.

№ 14 говорится, что «при разрешении споров, связанных с защитой жилищных прав, судам необходимо иметь в виду, что принцип неприкосновенности жилища и недопустимости произвольного лишения жилища является одним из основных принципов не только конституционного, но и жилищного законодательства (ст. 25 Конституции РФ, ст. 1, 3 ЖК РФ)».

Принцип недопустимости произвольного лишения жилища предполагает, что:

Никто не может быть выселен из жилища или ограничен в праве пользования жилищем иначе как по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящим Кодексом, другими федеральными законами (ч.4 ст. 3 ЖК РФ)

и он действует в отношении любых лиц, вселившихся в жилое помещение.

Отечественное законодательство, в частности Жилищный кодекс РФ, а ранее и ЖК РСФСР, а также некоторые федеральные законы содержат исключения (гарантии), при наличии которых граждане после утраты оснований проживания в служебном помещении могут остаться в нём до предоставления жилых помещений для постоянного  проживания. 

Озвучим эти исключения.

Без предоставления другого жилого помещения в случае, указанном в ст.

107 ЖК РСФСР, не могут быть выселены: 1) инвалиды войны и другие инвалиды из числа военнослужащих, ставшие инвалидами вследствие ранения, контузии или увечья, полученных при защите СССР или при исполнении иных обязанностей военной службы, либо вследствие заболевания, связанного с пребыванием на фронте; 2) участники Великой Отечественной войны, пребывавшие в составе действующей армии; 3) семьи военнослужащих и партизан, погибших или пропавших без вести при защите СССР или при исполнении иных обязанностей военной службы; 4) семьи военнослужащих; 5) инвалиды из числа лиц рядового и начальствующего состава органов Министерства внутренних дел СССР, Государственной противопожарной службы, ставшие инвалидами вследствие ранения, контузии или увечья, полученных при исполнении служебных обязанностей; 6) лица, проработавшие на предприятии, в учреждении, организации, предоставивших им служебное жилое помещение, не менее десяти лет (кроме лиц, которые проживают в служебных жилых помещениях, закрепленных за МО РФ (иным федеральным органом исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба), и не подлежат обеспечению жилыми помещениями для постоянного проживания в порядке и на условиях, предусмотренных Федеральным законом от 27 мая 1998 года N 76-ФЗ «О статусе военнослужащих»);

(в ред. Федерального закона от 20.07.2004 N 71-ФЗ)

Источник: https://pravorub.ru/articles/76303.html

Как приватизировать служебное жилье?

Снятие статуса служебного жилого помещения

Приватизация служебной квартиры — наболевший вопрос для тысяч семей по всей стране. Для некоторых категорий специалистов перевод ведомственного жилья в собственность — единственный шанс достойно решить квартирный вопрос.

Практика показывает, что приватизировать такие квадратные метры реально, но для этого нужно знать определенные правила и хитрости. Для того, чтобы однозначно решить, возможна ли процедура в каждом конкретном случае, придется углубиться в изучение юридических тонкостей.

О нюансах приватизации служебного жилья читайте в этой статье.

Действия:

Действие 1

Служебное жильё — это недвижимость, которая находится на балансе государственного учреждения или коммерческой организации и предоставляется сотрудникам для временного проживания. Подобные квартиры относятся к помещениями специализированного жилого фонда.

Ключи от них можно получить по договору найма ведомственного помещения, который действует лишь в период трудовых отношений работника и организации.

При этом регистрирующий орган делает в реестре специальную пометку «Служебное жильё», которая указывает на принципиальное различие между ведомственным и социальным наймом.

Ведомственные квартиры положены широкому кругу специалистов — военным, медикам, сотрудникам МВД и ФСБ, коммунальщикам, людям, которые работают на предприятиях вахтовым методом и т.д.

Считается, что необходимость в служебном жилье напрямую связана с тем, что сотрудника нужно разместить поблизости от работы.

Поэтому такие квартиры предоставляются в обход городской очереди на улучшение жилищных условий и без учета квадратных метров, которые уже есть в собственности у человека. Но на деле чаще всего такое жильё становится для нанимателя основным и единственным.

Арендатор имеет право в любой момент съехать с ведомственной квартиры, а вот работодатель может выселить сотрудника досрочно только через суд.

Правда для того, чтобы освободить жилплощадь, организации достаточно уволить человека — с прекращением трудового договора исчезает основание пользоваться служебным жильём. Причем выселить семью можно буквально на улицу — без предоставления альтернативных вариантов.

Исключением являются лишь военнослужащие, сотрудники таможни, ФСБ и МВД, пенсионеры по старости, а также инвалиды, которые утратили здоровье по вине работодателя.

Действие 2

Принципиальное отличие служебного жилья от муниципальных квартир, которые предоставляются гражданам по договору социального найма, в том, что ведомственную жилплощадь практически невозможно приватизировать.

Во всяком случае, в Жилищном Кодексе такой процедуры не предусмотрено. А в ч. 1 ст.

4 Закона РФ «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» даже есть вполне однозначная запись о том, что служебные квартиры входят в перечень объектов, которые не подлежат приватизации.

Однако на деле шанс получить право собственности на ведомственную квартиру все-таки есть. Специально для этого второй частью ст. 4 закона о приватизации предусмотрена лазейка.

В документе указано, что собственники квадратных метров — коммерческие предприятия, государственные учреждения или ведомства — вправе передавать жильё работникам по собственной инициативе.

Такое положение вещей на деле было неоднократно закреплено судебной практикой, а также определением Конституционного Суда РФ № 441-О от 21 декабря 2004 года.

На деле это значит, что требовать у предприятия квартиру бессмысленно — предоставлять её сотруднику никто не обязан даже за выслугу лет. А вот заключить с работодателем соглашение о предоставлении права приватизации на определенных условиях вполне возможно.

Другая лазейка — формальный статус квартиры, который зафиксирован в Росреестре. На практике жильё, которое считается служебным, не всегда правильно зарегистрировано официальными органами.

При том в определении Верховного Суда РФ № 35-В 06-12 от 23 июня 2006 года указывается, что лишь соответствующая запись в государственном реестре недвижимости лишает нанимателя надежды на собственность.

Если ведомственная квартира по ошибке фигурирует в документах как муниципальная, смело можно приступать к приватизации.

Еще один достаточно распространенный казус — изменение собственника жилплощади. Нередко недвижимость сперва числилась на балансе муниципального учреждения и считалась служебной, а затем была передана городу.

Причин для этого может быть несколько: банкротство, ликвидация или реорганизация организации, а то и невозможность нести расходы по содержанию объекта.

В подобной ситуации человек, который получил ведомственную квартиру, продолжает пользоваться ей уже на условиях социального найма. А такой договор предусматривает возможность приватизации.

Иногда организация хочет передать жильё муниципалитету, а местные органы власти отказываются брать здание на баланс и тормозят процесс. В этом случае гражданину стоит потребовать заключения договора соцнайма через суд.

Действие 3

Проще всего, если приватизация служебной квартиры проходит с согласия работодателя. Практика передачи ведомственных квадратных метров в собственность сотрудникам существует в Министерстве обороны, МВД, МЧС и других силовых органах.

Гражданские предприятия реже делятся сокровищами своего жилищного фонда, однако в отдельных случаях квартиру можно получить, отработав в организации определенное количество лет.

Такая же практика есть и у некоторых коммерческих компаний, в особенности, у крупных производственных предприятий.

Если договоренность с организацией достигнута, алгоритм действий гражданина прост:

  • — Направить работодателю заявление с просьбой передать помещение на баланс муниципалитета
  • — Получить справку о переводе площади в муниципальный фонд в исполкоме
  • — Арендовать площадь по договору социального найма
  • — Подать в департамент жилищной политики заявление на приватизацию

На практике, в большинстве случаев при такой схеме гражданин оказывается в полной зависимости от порядочности своего работодателя.

Если обязательство передать квартиру в собственность по истечении определенного срока не было закреплено в дополнительном соглашении к трудовому договору, недобросовестная организация может годами кормить сотрудника обещаниями.

Очевидно, что работодатели не заинтересованы в бесплатной раздаче своего жилищного фонда, и закон в этом случае на их стороне. Единственная возможность нанимателя бороться за квартиру — обратиться в суд. Но, чтобы снять с квартиры служебный статус, придется запастись вескими аргументами.

Действие 4

Арендаторам ведомственных квартир следует понимать — приватизировать такое жильё можно лишь в том случае, если удастся изменить его правовой статус со служебного на муниципальное.

В ситуации, когда на добрую волю работодателя рассчитывать не приходится, вероятность получить долгожданное свидетельство о праве собственности невелика. Но не стоит сразу опускать руки — лучше сосредоточиться на формальной стороне вопроса и искать лазейки в истории квартиры.

Возможно, где-то на этапе оформления бумаг закралась ошибка, которая станет вашим козырем. Всю необходимую информацию можно найти в городском архиве.

Нанимателю ведомственного жилья имеет смысл:

  • — Уточнить владельца помещения на момент, когда туда вселился наниматель (организация или муниципалитет)
  • — Уточнить, на основании какого договора была предоставлена квартира (служебного или социального найма)
  • — Проверить, кто присвоил жилью статус служебного (право на это есть лишь у уполномоченных органов: комиссии исполкома, которая управляет государственным, муниципальным или ведомственным жилищным фондом)
  • — Проверить, когда жильё получило статус служебного (по закону это должно было быть сделано до предоставления квартиры жильцу)
  • — Проверить, зарегистрировано ли помещение в Росреестре как служебное

Если хотя бы по одному из пунктов вы найдете несоответствие, есть основание требовать приватизации. Но в большинстве случаев для этого придется идти в суд — организации обычно отказываются добровольно передавать жильё гражданину.

На этапе сбора архивных справок и анализа документов лучше воспользоваться помощью юриста, который специализируется на жилищном праве, или профессионального агента по недвижимости с юридическим образованием. Такого специалиста можно найти на крупном портале по недвижимости.

Рис. Пример сервиса «Дежурные риэлторы» на портале ГдеЭтотДом.РУ

Действие 5

Если с квартиры удалось снять служебный статус по договоренности с работодателем или благодаря решению суда, важно как можно быстрее заключить договор социального найма квадратных метров.

Это дает вам право подать заявление на приватизацию недвижимости. В этой процедуре должны участвовать все члены семьи с постоянной регистрацией в квартире, в том числе несовершеннолетние дети.

Им следует лично явиться в уполномоченный орган и подтвердить своё согласие на приватизацию.

По закону гражданин РФ вправе воспользоваться бесплатной приватизацией лишь один раз в жизни

Проще всего провести приватизацию в общем порядке через систему «одного окна», которая действует в Москве и во многих регионах России. Для этого придется прийти в один из многофункциональных центров предоставления муниципальных и государственных услуг, либо в Департамент Жилищной Политики и Жилого Фонда. Для общей приватизации необходимо подать минимальный набор документов:

  1. 1 Паспорта всех совершеннолетних участников приватизации
  2. 2 Свидетельства о рождении детей, прописанных в квартире
  3. 3 Заявления от участников приватизации
  4. 4 Нотариально заверенные отказы от приватизации родственников, которые не хотят воспользоваться своим правом

Для ускорения процесса, а также для предотвращения возможной ошибки чиновника при рассмотрении вашего заявления лучше добавить к этим документам копию решения исполкома о снятии с недвижимости статуса служебной и копию договора социального найма квартиры. В отдельных случаях жилищный департамент может запросить у гражданина дополнительные справки.

Источник: https://kak.gdeetotdom.ru/99-kak-privatizirovat-sluzhebnoe-zhile/

Утрата статуса служебных помещений

Снятие статуса служебного жилого помещения

Н.В., Н.Е., Н.А. обратились в суд с иском к Департаменту жилищной политики и жилищного фонда г. Москвы и территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом о признании права собственности на жилое помещение в порядке приватизации.

В обоснование иска указали, что Н.В. в связи с его работой в государственном учреждении, находящемся в ведении Министерства обороны Российской Федерации, на состав семьи из четырёх человек (он, его жена Н.Л., сын Н.А. и дочь Н.Е.) был выдан служебный ордер на право занятия трёхкомнатной квартиры.

На основании служебного ордера истцы были зарегистрированы в квартире, в отношении которой возник спор.

В 1995 году Н.В. уволился из государственного учреждения.

На момент рассмотрения дела в суде истцы продолжали проживать в спорной квартире.

На учёте нуждающихся в улучшении жилищных условий семья истца не состояла, своё право на однократную бесплатную приватизацию занимаемого жилого помещения истцы не реализовали.

В соответствии с постановлением Правительства Москвы от 19 июля 2005 г.

№ 536-1111 «О приёме ведомственного жилищного фонда и объектов инженерного и коммунального назначения Министерства обороны Российской Федерации в собственность города Москвы в 2005-2006 годах» и распоряжением Федерального агентства по управлению федеральным имуществом от 6 июня 2006 г. жилой многоквартирный дом, в котором находится спорное жилое помещение, с 1 июля 2007 г. передан от Министерства обороны Российской Федерации в собственность г. Москвы.

В связи с передачей в государственную собственность г. Москвы объектов жилого фонда, относящихся к федеральной собственности и находящихся в оперативном управлении государственного учреждения, находящееся в ведении Министерства обороны Российской Федерации государственное учреждение было расформировано.

Истцы не могли реализовать своё право на приватизацию жилого помещения в связи с тем, что Департамент жилищной политики и жилищного фонда г. Москвы в ответ на их обращение по вопросу приватизации сообщил, что занимаемая истцами квартира является служебной и приватизации не подлежит, решение об исключении её из числа служебных жилых помещений органом исполнительной власти не принималось.

Дело рассматривалось судами неоднократно.

Решением районного суда, оставленным без изменения определением суда второй инстанции, в удовлетворении иска отказано.

Обсудив обоснованность доводов кассационной жалобы Н.В., Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации отменила вынесенные судебные постановления в кассационном порядке, поскольку судами при рассмотрении дела были допущены существенные нарушения норм материального права.

Разрешая спор и отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд с учётом положений постановления Правительства Москвы от 5 августа 2008 г. № 711-ПП (в редакции постановления Правительства Москвы от 26 апреля 2011 г.

№ 158-1111) «О порядке использования жилых помещений, находящихся в собственности города Москвы, ранее предоставленных гражданам по договорам субаренды или в качестве служебных жилых помещений» исходил из того, что право собственности г.

Москвы на спорное жилое помещение на момент рассмотрения дела в суде зарегистрировано не было, решение об исключении занимаемой истцами квартиры из числа служебных жилых помещений органом исполнительной власти не издавалось, т.е. правовой режим спорной квартиры изменён не был.

На учёте нуждающихся в улучшении жилищных условий семья Н.В. не состояла, поэтому права на предоставление занимаемого жилого помещения по договору социального найма и, соответственно, на его приватизацию не имела.

С данными выводами согласился суд второй инстанции.

Вместе с тем ст. 2 Закона Российской Федерации от 4 июля 1991 г.

№ 1541-I «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» (в редакции, действовавшей на момент возникновения спорных отношений) предусмотрено право граждан, занимающих жилые помещения в государственном и муниципальном жилищном фонде, включая жилищный фонд, находящийся в хозяйственном ведении предприятий или оперативном управлении учреждений (ведомственный фонд), на условиях социального найма, приобрести эти помещения в собственность на условиях, предусмотренных указанным Законом, иными нормативными актами Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, с согласия всех совместно проживающих совершеннолетних членов семьи, а также несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет.

Согласно ст. 4 названного Закона не подлежат приватизации служебные жилые помещения.

Исходя из положений ст. 7 Федерального закона от 29 декабря 2004 г.

№ 189-ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации», Верховный Суд Российской Федерации в Обзоре законодательства и судебной практики Верховного Суда Российской Федерации за первый квартал 2006 года, утверждённом постановлением Президиума Верховного Суда Российской Федерации от 7 и 14 июня 2006 г. (вопрос 21), разъяснил следующее.

Факт принятия решения о передаче служебных жилых помещений, которые находились в государственной собственности и были закреплены за государственными предприятиями или учреждениями на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, в муниципальную собственность предполагает изменение статуса жилого помещения.

Следовательно, при передаче в муниципальную собственность такие жилые помещения утрачивают статус служебных и к ним применяется правовой режим, установленный для жилых помещений, предоставленных по договорам социального найма, поэтому граждане, которые занимают указанные жилые помещения, вправе приобрести их в собственность в соответствии с положениями ст. 2 Закона Российской Федерации «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации».

Таким образом, служебные жилые помещения, которые находились в государственной собственности и были закреплены за государственными предприятиями или учреждениями на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, а впоследствии были переданы в муниципальную собственность, могут быть приобретены гражданами в собственность в порядке приватизации.

Приведённые выше разъяснения Верховного Суда Российской Федерации судом при разрешении спора применительно к правоотношениям сторон учтены не были, как не было учтено и то обстоятельство, что отсутствие решения органа, осуществляющего управление государственным или муниципальным жилищным фондом, об исключении жилого помещения из специализированного жилищного фонда не может препятствовать осуществлению гражданами прав нанимателя жилого помещения по договору социального найма, т.к. их реализация не может быть поставлена в зависимость от оформления уполномоченными органами этого документа.

По настоящему делу юридически значимые обстоятельства судом были установлены. В частности, установлено, что занимаемое истцами жилое помещение, ранее находившееся в федеральной собственности и предоставленное им в качестве служебного, впоследствии было передано в собственность г. Москвы.

Следовательно, спорное жилое помещение после передачи в собственность г. Москвы утратило статус служебного, поэтому к нему применяется правовой режим, установленный для жилых помещений, предоставленных по договорам социального найма.

Истцы же, проживавшие в спорном жилом помещении на момент передачи его из федеральной собственности в собственность г.

Москвы, приобрели право пользования им на условиях договора социального найма и в соответствии с положениями ст.

2 Закона Российской Федерации «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» имели право приобрести его в собственность, в связи с чем их иск следовало признать обоснованным и подлежащим удовлетворению.

Таким образом, доводы суда о том, что семья Н.В. на учёте нуждающихся в жилом помещении не состояла, а потому не имела права занимать спорное жилое помещение на условиях договора социального найма, несостоятельны. Постановление Правительства Москвы от 5 августа 2008 г. № 711-ПП (в редакции постановления

Правительства Москвы от 26 апреля 2011г.

№ 158-1111) «О порядке использования жилых помещений, находящихся в собственности города Москвы, ранее предоставленных гражданам по договорам субаренды или в качестве служебных жилых помещений», на которое ссылались суды первой и второй инстанций в обоснование своих выводов, к возникшим между сторонами отношениям не может применяться, т.к.

изначально спорная квартира собственностью г. Москвы не являлась. Н.В., работая в государственном учреждении, находящемся в ведении Министерства обороны Российской Федерации, в трудовых отношениях с органом государственной власти г. Москвы, иным государственным органом г. Москвы или организацией (предприятием), финансируемой за счёт бюджета г. Москвы, не состоял.

Принимая во внимание, что обстоятельства, имеющие значение для дела, судом первой инстанции установлены, Судебная коллегия, отменяя судебные постановления, приняла новое решение, не передавая дело для нового рассмотрения, и удовлетворила иск Н.В., Н.Е., Н.А., поскольку судебными инстанциями допущена ошибка в применении и толковании норм материального права. За истцами признано право общей долевой собственности в порядке приватизации на спорную квартиру по 1/3 доли за каждым.
Определение № 5-КГ13-18

Обзор судебной практики Верховного Суда Российской Федерации за второй квартал 2013 года перейти

Источник: https://xn----7sbabha9bojtgefoyrp1dvg5bm.xn--p1ai/%D0%92%D0%A1-%D0%A0%D0%A4/%D1%83%D1%82%D1%80%D0%B0%D1%82%D0%B0-%D1%81%D1%82%D0%B0%D1%82%D1%83%D1%81%D0%B0-%D1%81%D0%BB%D1%83%D0%B6%D0%B5%D0%B1%D0%BD%D1%8B%D1%85-%D0%BF%D0%BE%D0%BC%D0%B5%D1%89%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D0%B9.html

Обзор практики Верховного Суда РФ по спорам о правах на служебное жильё за 2018 год

Снятие статуса служебного жилого помещения

1.    Если наниматель служебного жилья использовал своё право на приватизацию другого жилья, то даже при наличии у него выслуги, позволяющей приватизировать служебную квартиру, её нельзя приватизировать в пользу членов семьи

Предоставленное законодательством право на приватизацию служебного жилья распространяется только на специального субъекта – носителя соответствующего права (например, на гражданина, отслужившего в системе МВД России более 10 лет), а не на членов его семьи.

Поэтому если глава семьи ранее уже использовал своё единственное право на приватизацию, то эта служебная квартира не может быть приватизирована не использовавшими указанное право членами его семьи. Не будучи специальными субъектами, у них нет права на приватизацию служебного жилья (определение Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда РФ от 18 сентября 2018 г. № 2-КГ18-6).

2.    Для приватизации служебной квартиры не обязательно предварительно снимать с неё служебный статус и заключать договор соцнайма

Управление Росреестра приостановило государственную регистрацию права собственности на служебную квартиру, переданную в собственность заявителя в порядке приватизации, со ссылкой на необходимость предварительного снятия с неё служебный статус и заключить договор социального найма.

Суды согласились с законностью приостановления, отказав заявителю в административном иске об оспаривании решения госрегистратора.

Верховный Суд РФ судебные постановления отменил, сославшись на наличие у местной администрации как собственника жилищного фонда полномочия распоряжаться им по основаниям, установленным законом, и что снятия служебного статуса для этого не требуется (определение Судебной коллегии по административным делам Верховного Суда РФ от 19 октября 2018 г. № 18-КГ18-150)

3.    Несоблюдение порядка отнесения жилого помещения к числу служебных не свидетельствует о его предоставлении по договору социального найма

Находящаяся в краевой собственности квартира была предоставлена работнику краевого учреждения по договору найма служебного жилого помещения с оформлением регистрации по месту жительства.

После прекращения трудовых отношений администрация края обратилась в суд с иском о выселении бывшего работника с членами семьи без предоставления другого жилья. Ответчик обратился со встречным иском о признании приобретшим право пользования квартирой на условиях договора социального найма.

Районный суд основной иск удовлетворил, а во встречном отказал по причине прекращения жилищных прав в связи с увольнением.

Краевой суд решение отменил, отказал в выселении и признал право пользования квартирой по соцнайму в связи с непринятием решения об отнесении квартиры к служебному жилью.

Верховный Суд РФ отменил апелляционное определение, сославшись на то, что несоблюдение порядка отнесения квартиры к служебной не свидетельствует о её предоставлении по договору социального найма.

К тому же, ответчик не был очередником и не имел права на предоставление жилья по договору социального найма.

Поэтому право пользования квартирой на условиях соцнайма у него не возникло (определение Судебной коллегии по гражданским делам от 11 сентября 2018 г. № 18-КГ18-147).

4.    Исковая давность о выселении не начинается со дня увольнения, т.к. увольнение не прекращает договор найма автоматически, а лишь служит основанием для его прекращения, и жилищные отношения являются длящимися

Суд отказал наймодателю в иске о выселении бывшего работника в связи с истечением срока исковой давности на обращение в суд, исчисленного со дня увольнения.

Отменяя это решение, Верховный Суд РФ сослался на то, что исковая давность о выселении не начинается со дня увольнения, т.к. увольнение не прекращает договор найма автоматически, а лишь служит основанием для его прекращения, и жилищные отношения являются длящимися (определение Судебной коллегии по гражданским делам от 11 сентября 2018 г. № 18-КГ18-147).

5.    В случае предоставления жилого помещения в общежитии неуполномоченным на то учреждением право пользования им не возникает даже при наличии там регистрации по месту жительства

Комната в общежитии была предоставлена городским филиалом ФГУП «Почта России» по ходатайству Союза ветеранов Афганистана гражданам, не являвшимся работниками почты, и они были зарегистрированы в нём по месту жительства.

ФГУП «Почта России» обратилась в суд с иском о признании их неприобретшими право пользования жильём, выселении и выписке.

Районный суд иск удовлетворил, а апелляционный это решение отменил и в иске отказал, сославшись на то, что поскольку это здание подлежало передаче в муниципальную собственность, то в силу ст. 7 Вводного закона к ЖК РФ утратило статус общежития и на проживание граждан, зарегистрированных по месту жительства, теперь распространены нормы ЖК РФ о договоре соцнайма.

Верховный Суд РФ апелляционное определение отменил, т.к. почтовый филиал не вправе был предоставлять жильё в общежитии, и к тому же – неработникам почты, а миграционная служба – регистрировать их в нём.

Ходатайство афганского общества, не будучи основанием возникновения жилищных отношений, правового значения не имеет (определение Судебной коллегии по гражданским делам от 2 октября 2018 г. № 18-КГ18-180).

6.    При выселении из служебного жилого помещения следует учитывать обе гарантии невыселения, предусмотренные ст. 13 Вводного закона к ЖК РФ, при отсутствии хотя бы одной из которых возможно выселение без предоставления другого жилья

Городская администрация обратилась в суд с иском о выселении из служебной квартиры бывшего работника муниципальной жилищной организации, отработавшего в ней более 10 лет.

Суды двух инстанций в удовлетворении иска отказали со ссылкой на ст.

13 Вводного закона к ЖК РФ, запрещающей выселение граждан, приобретших гарантии невыселения по ранее действовавшему законодательству и состоящих или способных стоять на жилищном учёте.

Поэтому ответчик, как проработавший в муниципальной организации к 1 марта 2005 г. свыше 10 лет, не может быть выселен вникуда в силу ст. 108 ЖК РСФСР.

Верховный Суд РФ отменил судебные постановления и направил дело на новое рассмотрение в городской суд, поскольку судами не выяснялся вопрос состояния или наличия у ответчика оснований стоять на жилищном учете, что предусмотрено ст. 13 Вводного закона к ЖК РФ (определение Судебной коллегии по гражданским делам от 4 сентября 2018 г. № 45-КГ18-11).

Верховный Суд РФ судебные постановления отменил, т.к. реализация полномочий органов местного самоуправления должна быть предсказуемой, обоснованной и соответствовать закону, а не их усмотрению и не нарушать законных прав других лиц. Правила отнесения жилья к спецжилфонду (постановление Правительства РФ от 26 января 2006 г. № 42) не допускают отнесения к числу служебных жилых помещений, занятых по договорам соцнайма, найма, аренды либо с иными обременениями прав (определения Судебной коллегии по гражданским делам от 3 апреля 2018 г. № 4-КГ18-4 и от 30 октября 2018 г. № 4-КГ18-66).

8.    Проживающие в служебном жилье и прекратившие службу бывшие сотрудники некоторых правоохранительных органов, имеющие выслугу не менее 10 лет, не могут быть выселены из этого жилья вникуда независимо от того, приобрели ли они право на невыселение по ранее действовавшему законодательству (т.е. до 1 марта 2005 г.)

«Типовым положением о находящемся в государственной собственности служебном жилищном фонде, переданном в оперативное управление органам внутренних дел, органам федеральной службы безопасности, органам по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, таможенным органам Российской Федерации и внутренним войскам Министерства внутренних дел Российской Федерации», утвержденным постановлением Правительства РФ от 17 декабря 2002 г. № 897, предусмотрена недопустимость выселения без предоставления другого жилья проживающих в служебном жилом помещении и прекративших службу (военную службу) сотрудников (военнослужащих), имеющих выслугу в правоохранительных органах не менее 10 лет (п. 28 Типового положения).

Вышеназванное Типовое положение устанавливает дополнительные по сравнению со ст. 103 ЖК РФ и ст. 13 Вводного закона к ЖК РФ льготы для сотрудников каждого из вышеназванных ведомств, которые являются специальными субъектами в правоотношениях по проживанию в предоставленных им служебных жилых помещениях.

Указанная правовая позиция изложена в определениях Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда РФ от 11 декабря 2018 г. № 6-КГ18-14, от 18 апреля 2017 г. № 67-КГ17-5, от 27 сентября 2016 г. № 44-КГ16-17, апелляционных определениях Судебной коллегии по гражданским делам Московского городского суда от 10 апреля 2018 г. № 33-11787, от 26 июня 2018 г. № 33-27726.

9.    Членов семьи собственника, отказавшихся от приватизации занимаемого жилого помещения, нельзя выселить из него даже по иску нового собственника, в пользу которого обращено это заложенное жилье

Весьма интересное решение вынес Верховный Суд РФ по жилищным правам членов семьи собственника квартиры, заложенной по договору ипотечного кредита, по которому с собственника судом взыскана задолженность в виде квартиры.

Итак, вступившим в законную силу решением суда с собственника квартиры взыскана задолженность в пользу предоставившего ипотечный кредит банка.

Общество с ограниченной ответственностью обратилось в суд с иском о прекращении права пользования квартирой, заложенной по кредитному договору ипотеки, выселении и снятии с регистрационного учета собственника квартиры и членов его семьи.

Члены семьи собственника обратились со встречным иском к ООО о признании за ними права пользования квартирой как за отказавшимися от её приватизации в пользу одного собственника (ст. 19 Вводного закона к ЖК РФ).

Суд первой инстанции вынес противоречивое решение. Определением апелляционного суда основной иск удовлетворен, во встречном отказано.

Высшая судебная инстанция отменила апелляционное определение, отказала в основном иске и удовлетворила встречный, признав за членами семьи собственника гарантированное законом право пользования квартирой, которое действует даже в отношении нового собственника квартиры (определение Судебной коллегии по гражданским делам от 24 апреля 20018 г. № 4-КГ18-5).

Обзор подготовлен МОО «Правозащитная организация «Восход»

9 февраля 2019 г.

Источник: http://povoshod.ru/news/85326/

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.