Рациональное использование земли это

Рациональное, полное и эффективное использование земель

Рациональное использование земли это

Рациональное использование земель – разумный счёт меры, т.е. разумно связан с какой-то целью.

В узком смысле рационально использовать землю, означает целесообразность землепользования, то есть соответствие земельного отвода целям и задачам конкретного производства.

Для того чтобы рационально использовать землю гос-во:

1) Стремиться обеспечить всесторонние интересы общества, т.е. наиболее полно использовать производительный потенциал(запасы, средства, которые можно использовать в достижении определённых целей) земли.

2) Обеспечить определённые потребности общества, стремясь как можно более полно использовать св-ва земельных участков.

3) Обеспечить конкретную потребность конкретного предприятия, т.е. производить земельный отвод в соответствии с производственным направлением предприятия.

Вот эти 3 подхода и обеспечивают рациональное использование земли в узком смысле этого слова.

Это диктует распределение ЗФ между производственными не производственными сферами, между отраслями хозяйства и предприятия.

Рациональное использование земель есть такое использование, которое соответствует интересам развития народного хоз-ва в целом и наиболее эффективное в достижении определённых целей, для которых они предоставлены, а так же обеспечение оптимального взаимодействия с окружающей средой и охрану земель не только в процессе использования, но и при предоставлении.

Под полнотой использование земель понимаем: соотношение площади фактически используемой по целевому назначению, общей площади предоставленной территории землепользования или земельного участка.

Смысл полноты использования земель в том, что государство заинтересовано в том, чтобы землепользователи максимально использовали предоставленную территорию по целевому назначению.

Полное использование земель, достаточно звучит формально, если не определён эффект использования земель.

Эффективное использование надо рассматривать с двух сторон.

1) Эффективное использование земли как природного ресурса. Определяет минимальной потребность земельной площадью для 1 объекта или наибольшего кол-ва размещения собственности на единицу площади.

2) Эффективное использование земли как средства производства. Определяют минимальной продуктивности при минимальных затратах.

При определении эффективности необходимо учитывать не только потребляемые ресурсы , но и производственные затраты.

Коротко:

Рациональное землепользование определяется при установлении целей использования земель, при выводе или отводе земельного участка или землепользования.(при определении его площади, конфигурации) .

Полнота и эффективность использования определяется, только после отвода земельного участка, а эффективность использование рассматривается в двух аспектах:

1) Как природного ресурса

2) Как средства производства ( максимальная прибыль, при заданном уровне затрат)

Перераспределение земель, понятие и содержание.

Из прошлых лекций:

1. Государство является активным участником земельных отношений и в качестве объекта этих отношений рассматривает все земли (ГЗФ).

2. Распределение ГЗФ по субъектам, видам и формам собственности, по целям, гос-во организует использование земель с учётом интереса как общества, так и интересов предприятий и гражданина.

3. При распределении земель гос-во руководит одной целью – рационального и полного эффективного использования земель каждого земельного участка.

Добиться справедливого распределения земель при их ограниченности один раз и навсегда не представляется возможным не по форме, ни по содержанию, т.е. гос-ву необходим специальный механизм, позволяющий изменить существующий механизм распределения земель. Таким механизмом является перераспределение земель, т.е. «распределять заново».

При наличии занятых территорий это всегда непросто, поэтому государством предусмотрен процесс изъятия земель и предоставление земель, т.е. переход земель из одних рук в другие, от одного собственника к другому, из одного вида использования к другому – это и называется перераспределением земель.

Процесс ПЗ осуществляется посредством предоставления земель путём их изъятия. Изъятие земельного участка может быть осуществлено в виде прекращения или ограничения прав на него, путём:

Ø выкупа земельных участков для муниципальных и государственных нужд,

Ø конфискация земельных участков,

Ø реквизиции земельных участков (изъятие с компенсацией),

Ø при отчуждении земельного участка.

Выкуп земельных участков сопровождается возмещением убытков, включая упущенную выгоду, собственником, владельцем, пользователем и даже арендаторам.

Процесс перераспределения земель идёт по тем же самым направлениям, что и ГЗФ:

-по субъектам как происходит (схема действий):

-по категориям земель резервирование земель

-по видам и формам собственности старт – ТОП(тер.орг-ция пр-ва)

-по землепользовательским владениям отбирание – ФЗ (форм-ние землепольз-ния)

-по угодьям даём земли – ОТ (организация территорий, внутри зем-я)

Перераспределение земель начинается в первую очередь с изменения потребностей общества.

Перераспределение земель – это национальный социально-экономический процесс в жизни и деятельности человеческого общества, целью которого является рациональное и полное эффективное использование земель.

Перераспределение – сложный процесс. Для того чтобы он носил справедливый характер и был эффективным, в ходе него необходимо придерживаться определённых принципов:

Ø действия по перераспределению земель должны носить законный характер.

Ø необходимо соблюдать приоритет экономических требований при ПЗ, которые осуществляются как на стадии отвода зем. участка, так и в виде обременённого режима зем. участка.

Ø соблюдать общественный интерес, а так же интересы отраслей, предприятий, отдельных землевладений, при условии приоритета с/х.

Ø обеспечивать рациональную, многоукладную систему хозяйства и устойчивость земплепользований

Ø увеличить производимость потенциала (ППЗУ).

Ø учёт естественных природных условий присущих территорий.

Очень часто процесс перераспределения земель связывают с земельным фондом – это не совсем верно. Процесс перераспределения земель происходит в любом государстве, а если происходит в правовой среде, то незаменим для граждан.

Но земельные реформы призванные коренным образом изменить земельные отношения всегда вызывают очень бурные процессы перераспределения земель.

С перераспределением земель непосредственно связано формирование землепользования и территориального органа производства в целом.

Территориальная организация производства (ТОП) – это размещение на отделённые территории, в соответствии с её природными соц. экономических производственных сил (отраслей) объектов производств социальные инструкторы (трудовые), способствующие организации рационального производства ресурсов. (земля, капитал)

В рамках ТОП происходит формирование различных землепользований и различных фондов, т.е. определение их размеров, площадей, места положения, конфигурации и их размещения на территории с учётом требования производства и охраной ресурсов.

В рамках формирования землепользования происходит организация их территорий, т.е. обустройство конкретной части поверхности, совместно с другими объектами средства производства, неразрывно связанные с землёй, соответствующие конкретным производственным целям: экономическим, социальным, экологическим целям.

Просмотров 4638 Эта страница нарушает авторские права

Источник: https://allrefrs.ru/1-69525.html

Правила рационального использования земель сельскохозяйственного назначения

Рациональное использование земли это

Рациональное использование земель – неотъемлемая часть законодательства на сегодняшний день, включающий в себя требования как по охране природы, так и по максимальной нагрузке производства в сельском хозяйстве.

При этом такие требования законодательства не имеют краткосрочного характера и направлены на получение эффекта в течение десятков лет.

Потому текущим распорядителям земельных участков они могут показаться слишком иррациональными, но, тем не менее, их неукоснительное соблюдение очень важно для общего состояния земель и природы.

Рациональное использование земли: понятие и цели

Многие авторы, определяя рациональность в землепользовании, отмечают, что данное понятие включает в себя как экономическую рентабельность, так и охрану эксплуатируемой земли и прилегающих природных объектов в целом. Таким образом, можно выделить две составляющие данного понятия:

  • экономическая;
  • экологическая.

К сожалению, правила рационального использования земель сельскохозяйственного назначения в законодательстве, направленные на регулирование указанных составляющих, представляют их как нечто взаимно не связанное. Это вызывает сложности в применении права в указанной сфере. Между тем обеспечение обеих составляющих на практике также не представляется возможным полностью.

Использование земли, как и любого другого природного ресурса, сопряжено с нагрузками на природу и с причинением ей вреда. Полностью безвредное производство на сегодняшний день считается невозможным.

Из-за этого определены цели, которые устанавливают рациональность землепользования. К таким целям относятся:

  1. Учёт природных условий и экономических показателей на соответствующей территории.
  2. Обеспечение интересов общества в целом.
  3. Эффективность производственного процесса.
  4. Охрана качественных характеристик земель и их воспроизводство.

Указанные цели всегда неизменны и их обеспечение зависит от технологической развитости производства, экономического уровня, потребностей общества.

Мероприятия по обеспечению рациональности в землепользовании

Для обеспечения рационального землепользования владельцы земельных наделов либо предприятия, занимающиеся сельскохозяйственным производством, осуществляют определенные мероприятия. Такие мероприятия условно принято подразделять на следующие виды:

  1. Мероприятия по землеустройству. Они направлены на специализацию земельных наделов в зависимости от их экономических возможностей.
  2. Агротехнические приёмы ведения хозяйства. К ним относятся применение удобрений и прогрессивных технологий в культивировании растений.
  3. Инженерно-технические приёмы. Примером таких мер могут послужить осушение или разведение лесополос.

Такие мероприятия подлежат оценке согласно нормам местного и федерального законодательства, а также плана землеустройства, который разрабатывается местными администрациями на определённый период времени.

Однако улучшение качества сельскохозяйственного производства не является достаточной мерой для обеспечения рационального использование земель сельскохозяйственного назначения.

Для разгрузки имеющихся в использовании земельных наделов регулярно осуществляется восстановление запущенных и ставших непригодными к сельскому хозяйству угодий, а также осваивание нетронутых земельных участков.

Вместе с тем расширение ресурсной базы для сельского хозяйства не является основанием для предельных нагрузок уже имеющихся земель. Причиной, по которой могут быть расширены земли под сельхозпроизводство, является лишь потребность населения.

Освоение новых земельных угодий

Помимо потребностей населения в сельскохозяйственных продуктах, сельхозугодья подлежат расширению за счёт целинных земель различных неиспользуемых фондов лишь при наличии следующих условий:

  1. Расширение вызвано необходимостью восполнения фонда сельхозугодий вследствие отбора их части для иных нужд (расширение границ городов, создание могильников и т. д.).
  2. Развитие промышленного производства, требующего большего количества сельскохозяйственной продукции.
  3. При консервации земель сельхозугодий вследствие истощения почвы, создание лесных угодий в пределах населённых пунктов.

Освоение новых земель под нужды сельского хозяйства не может являться спланированным или разовым мероприятием. Это происходит постепенно и неравномерно по территории России. Основным критерием являются нужды отдельных хозяйствующих субъектов.

Чем быстрее происходит технологическое обновление производства, тем больше природных ресурсов оно начинает потреблять. Именно в этой ситуации необходимо применение норм экологического контроля, которые направлены на недопущение ухудшения экологического состояния, что в дальнейшем ведёт к снижению экономической рентабельности земли.

Мониторинг и охрана земель

Для предварительной, текущей или же итоговой оценки состояния земельных угодий сельского хозяйства проводиться мониторинг. Помимо самого наблюдения и оценки, сущность мониторинга заключается в прогнозировании состояния земли в будущем при текущей нагрузке.

Целью мониторинга является выявление данных для снижения нагрузки на земельный ресурс или наоборот, смещения действующего стандарта в пользу большей эксплуатации. Обычно такой мониторинг проводится специальными государственными службами в составе местных администраций.

Мониторинг за состоянием земель является неотъемлемой частью охраны земель. Охрана земель представляет собой целый комплекс мероприятий агротехнического, экономического и правового характера, без которых осуществление рационального землепользования представляется невозможным.

Основными признаками, по которым определяется нерациональное землепользование, являются:

  • различные виды эрозии;
  • засоление;
  • засорение промышленным мусором;
  • иссушение;
  • затопление;
  • засорение горной почвой.

В зависимости от наличия тех или иных признаков усталости земельных угодий и применяются меры по охране земель.  Оценка эффективности таких мер производится исходя из непосредственного улучшения состояния почвы, повышения урожайности и качества сельскохозяйственной продукции.

Методы охраны земель

По своему характеру методы охраны земель подразделяются на следующие виды:

  1. Методы правовой охраны, которые заключаются в разработке и внедрении законодательства, в том числе экологических стандартов, обязательных для всех владельцев земельных угодий.
  2. Методы экономического воздействия на распорядителей земель, которые заключаются в компенсировании нанесённого земле ущерба в денежном выражении.
  3. Методы по устройству землепользования направлены на определение режима эксплуатации ресурсов, разработку программ и стандартов предельно допустимых норм нагрузки на те или иные земельные участки.
  4. Разработка инженерных решений в качестве метода охраны земель заключается в создании гидротехнических сооружений, методов экономии воды и улучшения состояния почвы.
  5. Биологические методы стали интегрироваться и применяться сравнительно недавно. Они направлены на улучшение качества почвы путём внедрения в её состав различных биоэлементов, восстанавливающий естественное плодородие земли.

Однако наличие подобных мер не считается достаточным. Главным условием обеспечения охраны земель является непрерывный контроль над деятельностью как отдельных граждан, так и производственных предприятий.

Контроль над рациональным землепользованием

Подобный контроль осуществляется на многоуровневой основе, и первым звеном является сам субъект хозяйственной деятельности. Ведь будь то человек или юридическое лицо, главным для него при эксплуатации земельных ресурсов является экономическая целесообразность. Но контрольные функции государства всё-таки остаются неотъемлемым и обязательным условием такого контроля.

На данный момент в Российской Федерации функцию по осуществлению учёта и мониторинга за состоянием земельных угодий осуществляет служба кадастра. Именно на это учреждение возложены полномочия по осуществлению контроля над соблюдением субъектами использования земельных ресурсов законодательства.

Однако их полномочия ограничены лишь административными методами, когда как в законодательстве имеются положения об имущественной и уголовной ответственности виновных лиц. В подобных случаях в качестве контролирующих органов выступают учреждения юстиции и прокуратура.

В основном деятельность таких органов направлена на пресечение и предупреждение нарушений в сфере рационального использования земель путём проведения периодических проверок, привлечения виновных лиц к ответственности.

Помимо контрольных полномочий, кадастровая служба ответственна за периодические проверки качества почвы. Главным образом проводятся геоботанические обследования, целью которых является оценка экономической выгодности использования того или иного земельного участка. Таким образом определяется, обеспечивается ли должное рациональное землепользование в том или ином конкретном случае.

Значение рационального землепользования

Меры по охране земель дают возможность обеспечить наиболее экономически выгодную эксплуатацию при минимальных нагрузках на природу.

Вместе с тем они  позволяют повысить продуктивность земель, тем самым обеспечить удовлетворение большего количества потребностей населения.

Такие меры способствуют повышению эффективности не только землепользования в сельском хозяйстве, но и в сфере добычи полезных ископаемых.

В целом, рациональное землепользование дает обществу:

  • эффективное экономическое производство;
  • оптимальный расход природных ресурсов;
  • охрану земель от негативного воздействия производственного процесса;
  • постепенное освоение новых ресурсных баз;
  • интенсивное землепользование.

Указанные цели достигаются путем мероприятий охраны земель и обеспечения рационального землепользования. Однако применение таких методов и осуществление мероприятий должно быть исключительно правовым, то есть соответствовать требованиям законодательства.

Основным законодательным актом в сфере обеспечения рациональности эксплуатации земельных ресурсов является Федеральный Закон РФ «Об охране окружающей природной среды».

Данный закон устанавливает обязательный характер рационального пользования природными ресурсами, в том числе и земельными участками.

Так, согласно статье 3 указанного закона все субъекты производственного процесса обязаны соблюдать принцип рационального использования природных ресурсов и охраны природы.

Таким образом, законодатель выделяет данный процесс в категорию самостоятельной деятельности хозяйствующих субъектов.

Кроме того, установленная уголовная ответственность, административные санкции и имущественные обязательства хозяйствующих субъектов, определённые в законодательстве, также подчеркивают важность и значимость обеспечения рациональности расхода ресурсов для хозяйствующих субъектов.

В законодательстве не содержится конкретного определения понятия рационального пользования. Имеются лишь цели, методы обеспечения, которые и воспринимаются на практике как обязанность хозяйствующих субъектов. Указанные цели и методы представляют собой лишь практическое выражение обязанностей лиц. То есть конкретно установить, обеспечивает ли тот или иной комплекс мер необходимый результат.

По этой причине оценку можно дать лишь по следующим характеристикам:

  • экономическая прибыльность;
  • сохранение земельного фонда.

К сожалению иных характеристик оценки деятельности хозяйствующих субъектов на данный момент не разработано.

Источник: https://ZhiloePravo.com/zemlya/ratsionalnoe-ispolzovanie.html

Рациональное использование земли и методы охраны земли

Рациональное использование земли это

Рациональным называется использование земли, при кото­ром:

– наиболее полно учитываются природные и экономические условия и свойства данной территории:

– обеспечиваются коренные социально-экономические интересы общества;

– достигается высокая эффективность производственной и других видов деятельности;

– обеспечивается охрана и воспроизводство продуктивных и иных почвенных свойств земли.

При неизменности целей рационального использования земли методы их достижения различаются в зависимости от научно- технического уровня производства, экономических возможностей общества, социальных потребностей населения.

Для рационального использования земель во всех регионах страны первостепенное значение имеет коренное улучшение их качественного состояния. В комплексе соответствующих мероп­риятий должны преобладать простые, сравнительно недорогие, охватывающие большие территории.

По особенностям их воздействия на землю и экономическом значимости эти мероприятия можно разделить на следующие виды:

– землеустроительные — специализация производства применительно к качеству земель, оптимизация способов использования земли, научно обоснованная трансформация угодий, организация территории, обеспечивающая повышение плодородия почв;

– агротехнические — внедрение прогрессивных ресурсосберегающих технологий в растениеводстве, системы удобрений и защиты растений;

– инженерные, культуртехнические, осушение, орошение, ре­культивация, защитное лесоразведение и тому подобное.

Оценка эффективности мероприятий по улучшению земель осуществляется при разработке федеральных и региональных систем использования и охраны земельных ресурсов, схем землеустройства.

Для решения продовольственной и сырьевой проблем наряду с повсеместным улучшением земель и их интенсивным использованием важное значение имеет восстановление и новое сельскохозяйственное освоение, территорий.

Знание резервов природопользования чрезвычайно важно для любого государства; вместе с тем это не означает немедленного освоения и особенно распашки земель.

Расширение земельно-ресурсной базы сельского хозяйства целесообразно лишь при эффективной организации производства, интенсивных методах использования земель, экологически безопасных технологиях и высокой урожайности сельскохозяйственных культур.

Наиболее существенными условиями освоения новых земель являются:

– компенсация потерь продуктивных угодий, вызванных пре­доставлением земель для несельскохозяйственных нужд;

-аграрно-индустриальное развитие территориально-производст­венных комплексов и необходимость создания для них адекватной продовольственной базы;

– восполнение площади пашни при ее консервации, залужении или облесении в центральных и южных районах с нерацио­нальным составом и соотношением сельскохозяйственных угодий.

Освоение новых земель в ближайшей перспективе не может рассматриваться как разовая акция, охватывающая крупные целинные массивы.

Расширение площади пашни и других сельскохозяйственных угодий должно осуществляться в отдель­ных хозяйствах, исходя из конкретных социальных и эконо­мических условий, при устойчивости данной территории к повышению интенсивности хозяйственного воздействия и эко­логической безопасности намечаемых мер.

Чем выше научно-технический потенциал общества и интенсивнее природопользование, тем острее ощущается потреб­ность в мероприятиях по охране земель и других природных ресурсов. Задача заключается в том, чтобы использование земельных ресурсов во всех сферах жизни общества не приводило к необратимому нарушению экологического равно­весия.

Мониторинг — наблюдение, оценка и прогноз состояния земель в связи с хозяйственной деятельностью человека, вопросам подотчетна соответственно районным и городским землеустроительным органам.

Охрана земель — это система правовых, экономических, организационно-хозяйственных, агрономических, технических и иных мероприятий по предотвращению и устранению про­цессов, ухудшающих состояние земель, а также необоснован­ного изъятия земель из сельскохозяйственного пользования. Перечисленные мероприятия являются неотъемлемой составной частью рационального использования земель.

При нерациональном использовании земли в зависимости от природных условий и характера хозяйственной деятельности возникают разнообразные формы еедеградации:

– водная, ветровая, ирригационная эрозия и другие ее виды;

– вторичное засоление орошаемых земель;

– загрязнение сельскохозяйственных и лесных угодий отходами промышленного и аграрного производства, минеральными удоб­рениями и пестицидами;

– иссушение территории при мелиорации и добыче минераль­ного сырья и топлива;

– подтопление земель при гидроэнергетическом строительстве и орошении;

– нарушение земель при горных работах и строительстве.

Состав земельноохранных мероприятий зависит от форм деградации земель, особенностей состояния и предполагаемого использования соответствующих территорий. Критериями их эффективности служат повышение плодородия почв, снижение себестоимости и улучшение качества продукции.

Отдельные мероприятия формируются в земельноохранные комплексы с учетом совместного действия различных негатив­ных процессов — эрозии, засоления, загрязнения и так далее. Предотвращение эрозии и вторичного засоления достигается при рациональной организации территории и производства, приме­нении ресурсосберегающих технологий земле- и водопользова­ния.

Загрязнение, иссушение, подтопление земель могут быть преодолены за счет устранения источника вредного воздействия, рациональной организации территории, возделывания подходя­щих культур, технических и технологических усовершенство­ваний.

Нарушения земель при добыче минерального сырья и строительстве можно избежать при ограничении их масштабов и своевременной рекультивации нарушенных площадей.

Различают правовые, экономические, землеустроительные и иные методы охраны земель. Правовые предполагают, прежде всего, разработку природоохранного законодательства и системы экологических нормативов, обязательных для всех землеполь­зователей.

Экономические методы включают, в частности, денежное возмещение за ущерб, наносимый сельскохозяйственным и лесным угодьям, их изъятие для нужд промышленности и других, отраслей народного хозяйства.

Уже принятые меры в этой области привели в последние годы к сокращению отводов пашни в три раза.

По действующему законодательству предприятия, наносящие вред природной среде, обязаны осу­ществлять полную компенсацию ущерба.

Землеустроительные методы охраны земель направлены на (упорядочение землевладения и землепользования, обоснование общей программы земельноохранных действий и оздоровление определенных территорий.

Агроэкологическая дифференциация и рациональная организация использования земель, разработанные в схемах и проектах землеустройства, служат исходной базой для выбора эффективных путей охраны ландшафта, выделения различных по режимам использования охранных зон и территорий.

Инженерно-технологические методы предусматривают широ­кий набор мероприятий — от строительства гидротехнических сооружений, посадки лесных насаждений до внедрения почво- и водосберегающих приемов возделывания сельскохозяйственных культур.

Биологические методы охраны земель в значительной мере ориентированы на расширенное воспроизводство органической части почвы.

От содержания гумуса в почве зависит ее способность удерживать влагу, обеспечивать растения питатель­ными веществами, создавать благоприятные условия для жизнедеятельности микроорганизмов, противостоять воздействию внешней среды.

По экспертным оценкам, сейчас лишь около половины ежегодных потерь гумуса восполняется вносимыми органическими удобрениями. Поэтому нужен скорейший переход от дефицитного к ресурсосберегающему земледелию.

Соблюдение министерствами и ведомствами, предприятиями и организациями, отдельными гражданами законодательства по рациональному использованию и охране земель, землеустройству, ведению земельного кадастра и мониторингу земель контролируется представительной и исполнительной властями, Контрольные функции государ­ства — неотъемлемая часть административных методов поддержания порядка на земле в интересах всего общества. Местная администрация регламентирует использование земельных участ­ков в соответствии с целями, для которых они предоставлены, проведение мероприятий по охране земель, отвод земель для несельскохозяйственных нужд, снятие плодородного слоя почвы при выполнении строительных работ, плановую и проектную практику в области использования и охраны земель и т.д.

За нарушение установленного порядка землевладения и зем­лепользования виновные лица несут экономическую, админист­ративную и уголовную ответственность.

Пресекаются и пре­дупреждаются правонарушения, связанные с самовольным за­нятием земель, бесхозяйственным их использованием и порчей, невыполнением обязательных природоохранных мероприятий, несвоевременным возвратом временно занимаемых площадей, уничтожением межевых знаков.

Источник: https://studopedia.ru/2_4640_ratsionalnoe-ispolzovanie-zemli-i-metodi-ohrani-zemli.html

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.