Понятийный аппарат рационального использования земель

Понятие и содержание рационального использования и правовой охраны земель

Понятийный аппарат рационального использования земель

Рациональное использование земли предполагает наличие количественного и качественного критериев.

Количественный критерий рационального использования земель выражается в двух параметрах:

1) экономное использование земли, которое достигается разумным размещением производственных мощностей и иных объектов на земле без превышения установленных нормативными актами пределов отвода;

2) рациональное совмещение размещаемых объектов.

Качественный критерий рационального использования земель выражается в сохранении производительной силы земли как основного средства производства: бережном отношении к почвенному покрову, как наиболее плодородной части земли; повышении уровня плодородия земель; отводе для несельскохозяйственных целей непригодных для сельского хозяйства или малопродуктивных земель; осуществлении мер по охране почв от водной и ветровой эрозии, загрязнения, заражения и других негативных последствий.

Правовое обеспечение рационального использования земель выражается в совокупности правовых форм и методов, в том числе и принудительного характера, направленных на создание условий для наиболее эффективного использования земель.

рационального использования земель включает основные требования, предъявляемые к землевладельцам, землепользователям, собственникам земельных участков, в том числе арендаторам, в данной сфере. Эти требования следует рассматривать в неразрывной связи с требованиями по охране земель, поскольку они находятся в диалектической связи и органическом единстве.

Содержащиеся в эколого-правовых и земельно-правовых нормах правовые меры по обеспечению охраны, восстановлению, улучшению состояния и рациональному использованию природных объектов, ресурсов и комплексов подразделяются на:

— предупредительные;

— запретительные;

— восстановительные;

— карательные.

Так, в статье 89 Кодекса о земле содержатся предупредительные меры: необходимость благоустраивать и эффективно использовать землю, земельные участки; сохранять плодородие почв и иные полезные свойства земель; защищать земли от водной и ветровой эрозии, подтопления, заболачивания, засоления, иссушения, уплотнения, загрязнения отходами, химическими и радиоактивными веществами, иных вредных воздействий; предотвращать зарастание сельскохозяйственных земель древесно-кустарниковой растительностью (насаждениями) и сорняками и др.

Статья 13 Кодекса о земле определяет меры запретительного характера, когда устанавливается запрет на передачу в частную собственность, собственность иностранных государств, международных организаций земельных участков, относящихся к землям, например, природоохранного, оздоровительного, рекреационного и историко-культурного назначения.

Нормы земельного законодательства о возмещении убытков, причиняемых изъятием или временным занятием земельных участков, сносом расположенных на них объектов недвижимого имущества, ограничением (обременением) прав на земельные участки, в том числе установлением земельных сервитутов, (статья 75 Кодекса о земле), а также о возврате самовольно занятых земельных участков и приведении их в пригодное для использования состояние за счет самовольно занявших эти участки лиц (статья 72 Кодекса о земле) относятся к восстановительным мерам. Сюда же относятся нормы статьи 103 Закона Республики Беларусь «Об охране окружающей среды», в соответствии с которой юридические лица, граждане, должностные лица, причинившие вред окружающей среде вследствие нарушения ими природоохранного законодательства, обязаны возместить его в соответствии с законодательством.

К карательным мерам можно отнести нормы, содержащиеся в земельном законодательстве, в соответствии с которыми лица несут гражданскую, административную или уголовную ответственность в соответствии с законодательством Республики Беларусь, если они:

• самовольно заняли земельные участки;

• подвергли порче сельскохозяйственные и другие земли, загрязнили их химическими и радиоактивными веществами, производственными отходами, сточными водами;

• засорили земли строительными, бытовыми и другими отходами, отбросами;

• разместили, запроектировали, построили, ввели в эксплуатацию объекты, отрицательно влияющие на состояние земель; не использовали земельные участки или использовали их не в соответствии с теми целями, для которых они предоставлены;

• не выполнили требования природоохранного режима использования земель;

• не выполнили условия снятия, хранения и нанесения плодородного слоя почвы;

• несвоевременно возвратили временно занимаемые земли или не выполнили обязанности по приведению их в состояние, пригодное для использования по назначению;

• уничтожили, самовольно перенесли межевые знаки границ землепользовании и землевладений;

• исказили сведения, содержащиеся в земельно-кадастровой книге сельского (поселкового) исполнительного и распорядительного органа, города, района, государственной регистрации, учета и оценки земель.

Под охраной земель понимается система правовых, организационных, экономических и других мероприятий, направленных на рациональное использование, предотвращение необоснованных изъятий земель из сельскохозяйственного оборота, защиту их от вредных антропогенных воздействий, а также на воспроизводство и повышение плодородия почв, продуктивности земель.

В юридической литературе достаточно глубоко разработано понятие «правовая охрана земель». Так, Ф. X. Адиханов считает, что сущность правовой охраны земель сельскохозяйственного назначения, в конечном счете, сводится к обеспечению правовыми средствами принципов приоритета права сельскохозяйственного землепользования и рационального использования земель этой категории.

По мнению О. И. Крассова, между охраной права землепользования и землей как природным объектом существует прямая связь.

Исходя из анализа понятий правовой охраны конкретных природных объектов и природных ресурсов, можно сделать вывод, что правовая охрана земель — это совокупность правовых средств, направленных на обеспечение сохранения, восстановления земель и улучшения их состояния.

В силу статьи 89 Кодекса о земле охрана земель осуществляется на основе комплексного подхода к землям как к сложным природным образованиям (экосистемам) с учетом зональных и региональных особенностей земель, целей и характера их использования. Основными целями охраны земель являются:

— предотвращение деградации и нарушения земель, других неблагоприятных последствий хозяйственной деятельности;

— улучшение и восстановление земель, подвергшихся деградации или нарушению;

— создание механизма учета и проверки экологического состояния земель;

— обеспечение землепользователей экологическими нормативами режимов оптимального использования земельных участков.

Для реализации указанных целей землепользователи должны осуществлять мероприятия по рациональной организации земель, восстановлению и повышению плодородия почв, других качеств и свойств земли.

Новое земельное законодательство устанавливает конкретное содержание мероприятий по рациональному использованию и охране земель. Такие меры предусмотрены, в частности, в статье 89 Кодекса о земле. Так, землепользователи обязаны:

— благоустраивать и эффективно использовать земельные участки;

— сохранять плодородие почв и иные полезные свойства земель;

— защищать земли от водной и ветровой эрозии, подтопления, заболачивания, засоления, иссушения, уплотнения, загрязнения отходами, химическими и радиоактивными веществами, иных вредных воздействий;

— предотвращать зарастание сельскохозяйственных земель древесно-кустарниковой растительностью и сорняками;

— сохранять торфяно-болотные почвы при использовании сельскохозяйственных земель, предотвращать процессы минерализации торфяников;

— проводить консервацию деградированных земель, если невозможно восстановить их исходное состояние;

— восстанавливать деградированные, в том числе рекультивировать, нарушенные земли;

— снимать, сохранять и использовать плодородный слой земель при проведении работ, связанных с добычей полезных ископаемых и строительством.

Правовые меры, связанные с охраной земель, содержатся в нормах и других отраслей законодательства.

Так, статья 52 Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях предусматривает меры ответственности за неиспользование земель и несоблюдение требований природоохранного режима их использования.

Например, неиспользование земель в течение одного года без уважительных причин, несоблюдение требований природоохранного режима их использования, а также невыполнение обязательных мероприятий по улучшению земель и охране почв от ветровой, водной эрозии и иных процессов, ухудшающих состояние почв, либо использование земель не в соответствии с теми целями, для которых они предоставлены, влечет наложение штрафа на граждан в размере от одной до трех базовых величин и на должностных лиц — от трех до десяти базовых величин.

В силу статьи 53 Кодекса об административных правонарушениях порча земель, загрязнение их химическими и искусственными радиоактивными веществами, производственными и иными отходами и сточными водами при отклонении от норм действующего законодательства влечет наложение штрафа на граждан в размере от одной до десяти минимальных заработных плат, а на должностных лиц — от пяти до двадцати пяти минимальных заработных плат; засорение земель строительными, бытовыми и другими отходами и отбросами влечет предупреждение или наложение штрафа на граждан в размере от одной до трех минимальных заработных плат, а на должностных лиц — от трех до десяти базовых величин.

В Кодексе о земле установлены экологические требования к проектированию, размещению, строительству и вводу в эксплуатацию объектов, строений и сооружений, влияющих на состояние земель.

При производстве указанных работ, а также вводе в эксплуатацию реконструируемых объектов, внедрении новых технологий, отрицательно влияющих на состояние земель, должны предусматриваться и осуществляться мероприятия по охране земель, В противном случае, как определено в статье 91 Кодекса о земле, должностные лица, осуществляющие государственный контроль за использованием и охраной земель, в соответствии с их компетенцией имеют право «вносить в установленном порядке предложения о приостановлении проведения проектно-изыскательских, строительных работ, мелиоративных мероприятий и иных работ, осуществляемых без документов, удостоверяющих права на соответствующие земельные участки, или с иными нарушениями законодательства об охране и использовании земель, об установлении ограничений (обременении) прав на земельные участки, в том числе земельных сервитутов, о прекращении прав на земельные участки».

Вопросы использования и охраны земель в Республике Беларусь регулируются актами конституционного, административного и земельного законодательства.

Среди них: Конституция Республики Беларусь (статьи 13, 46, 55); Кодекс Республики Беларусь о земле; КоАП; законы Республики Беларусь; декреты и указы Президента Республики Беларусь; постановления Правительства; приказы и инструктивные материалы Минприроды, Госкомимущества и других органов государственного управления.

Источник: https://studopedia.ru/6_110953_ponyatie-i-soderzhanie-ratsionalnogo-ispolzovaniya-i-pravovoy-ohrani-zemel.html

Рациональное, полное и эффективное использование земель

Понятийный аппарат рационального использования земель

Рациональное использование земель – разумный счёт меры, т.е. разумно связан с какой-то целью.

В узком смысле рационально использовать землю, означает целесообразность землепользования, то есть соответствие земельного отвода целям и задачам конкретного производства.

Для того чтобы рационально использовать землю гос-во:

1) Стремиться обеспечить всесторонние интересы общества, т.е. наиболее полно использовать производительный потенциал(запасы, средства, которые можно использовать в достижении определённых целей) земли.

2) Обеспечить определённые потребности общества, стремясь как можно более полно использовать св-ва земельных участков.

3) Обеспечить конкретную потребность конкретного предприятия, т.е. производить земельный отвод в соответствии с производственным направлением предприятия.

Вот эти 3 подхода и обеспечивают рациональное использование земли в узком смысле этого слова.

Это диктует распределение ЗФ между производственными не производственными сферами, между отраслями хозяйства и предприятия.

Рациональное использование земель есть такое использование, которое соответствует интересам развития народного хоз-ва в целом и наиболее эффективное в достижении определённых целей, для которых они предоставлены, а так же обеспечение оптимального взаимодействия с окружающей средой и охрану земель не только в процессе использования, но и при предоставлении.

Под полнотой использование земель понимаем: соотношение площади фактически используемой по целевому назначению, общей площади предоставленной территории землепользования или земельного участка.

Смысл полноты использования земель в том, что государство заинтересовано в том, чтобы землепользователи максимально использовали предоставленную территорию по целевому назначению.

Полное использование земель, достаточно звучит формально, если не определён эффект использования земель.

Эффективное использование надо рассматривать с двух сторон.

1) Эффективное использование земли как природного ресурса. Определяет минимальной потребность земельной площадью для 1 объекта или наибольшего кол-ва размещения собственности на единицу площади.

2) Эффективное использование земли как средства производства. Определяют минимальной продуктивности при минимальных затратах.

При определении эффективности необходимо учитывать не только потребляемые ресурсы , но и производственные затраты.

Коротко:

Рациональное землепользование определяется при установлении целей использования земель, при выводе или отводе земельного участка или землепользования.(при определении его площади, конфигурации) .

Полнота и эффективность использования определяется, только после отвода земельного участка, а эффективность использование рассматривается в двух аспектах:

1) Как природного ресурса

2) Как средства производства ( максимальная прибыль, при заданном уровне затрат)

Перераспределение земель, понятие и содержание.

Из прошлых лекций:

1. Государство является активным участником земельных отношений и в качестве объекта этих отношений рассматривает все земли (ГЗФ).

2. Распределение ГЗФ по субъектам, видам и формам собственности, по целям, гос-во организует использование земель с учётом интереса как общества, так и интересов предприятий и гражданина.

3. При распределении земель гос-во руководит одной целью – рационального и полного эффективного использования земель каждого земельного участка.

Добиться справедливого распределения земель при их ограниченности один раз и навсегда не представляется возможным не по форме, ни по содержанию, т.е. гос-ву необходим специальный механизм, позволяющий изменить существующий механизм распределения земель. Таким механизмом является перераспределение земель, т.е. «распределять заново».

При наличии занятых территорий это всегда непросто, поэтому государством предусмотрен процесс изъятия земель и предоставление земель, т.е. переход земель из одних рук в другие, от одного собственника к другому, из одного вида использования к другому – это и называется перераспределением земель.

Процесс ПЗ осуществляется посредством предоставления земель путём их изъятия. Изъятие земельного участка может быть осуществлено в виде прекращения или ограничения прав на него, путём:

Ø выкупа земельных участков для муниципальных и государственных нужд,

Ø конфискация земельных участков,

Ø реквизиции земельных участков (изъятие с компенсацией),

Ø при отчуждении земельного участка.

Выкуп земельных участков сопровождается возмещением убытков, включая упущенную выгоду, собственником, владельцем, пользователем и даже арендаторам.

Процесс перераспределения земель идёт по тем же самым направлениям, что и ГЗФ:

-по субъектам как происходит (схема действий):

-по категориям земель резервирование земель

-по видам и формам собственности старт – ТОП(тер.орг-ция пр-ва)

-по землепользовательским владениям отбирание – ФЗ (форм-ние землепольз-ния)

-по угодьям даём земли – ОТ (организация территорий, внутри зем-я)

Перераспределение земель начинается в первую очередь с изменения потребностей общества.

Перераспределение земель – это национальный социально-экономический процесс в жизни и деятельности человеческого общества, целью которого является рациональное и полное эффективное использование земель.

Перераспределение – сложный процесс. Для того чтобы он носил справедливый характер и был эффективным, в ходе него необходимо придерживаться определённых принципов:

Ø действия по перераспределению земель должны носить законный характер.

Ø необходимо соблюдать приоритет экономических требований при ПЗ, которые осуществляются как на стадии отвода зем. участка, так и в виде обременённого режима зем. участка.

Ø соблюдать общественный интерес, а так же интересы отраслей, предприятий, отдельных землевладений, при условии приоритета с/х.

Ø обеспечивать рациональную, многоукладную систему хозяйства и устойчивость земплепользований

Ø увеличить производимость потенциала (ППЗУ).

Ø учёт естественных природных условий присущих территорий.

Очень часто процесс перераспределения земель связывают с земельным фондом – это не совсем верно. Процесс перераспределения земель происходит в любом государстве, а если происходит в правовой среде, то незаменим для граждан.

Но земельные реформы призванные коренным образом изменить земельные отношения всегда вызывают очень бурные процессы перераспределения земель.

С перераспределением земель непосредственно связано формирование землепользования и территориального органа производства в целом.

Территориальная организация производства (ТОП) – это размещение на отделённые территории, в соответствии с её природными соц. экономических производственных сил (отраслей) объектов производств социальные инструкторы (трудовые), способствующие организации рационального производства ресурсов. (земля, капитал)

В рамках ТОП происходит формирование различных землепользований и различных фондов, т.е. определение их размеров, площадей, места положения, конфигурации и их размещения на территории с учётом требования производства и охраной ресурсов.

В рамках формирования землепользования происходит организация их территорий, т.е. обустройство конкретной части поверхности, совместно с другими объектами средства производства, неразрывно связанные с землёй, соответствующие конкретным производственным целям: экономическим, социальным, экологическим целям.

Просмотров 4642 Эта страница нарушает авторские права

Источник: https://allrefrs.ru/1-69525.html

Правила рационального использования земель сельскохозяйственного назначения

Понятийный аппарат рационального использования земель

Рациональное использование земель – неотъемлемая часть законодательства на сегодняшний день, включающий в себя требования как по охране природы, так и по максимальной нагрузке производства в сельском хозяйстве.

При этом такие требования законодательства не имеют краткосрочного характера и направлены на получение эффекта в течение десятков лет.

Потому текущим распорядителям земельных участков они могут показаться слишком иррациональными, но, тем не менее, их неукоснительное соблюдение очень важно для общего состояния земель и природы.

Рациональное использование земли: понятие и цели

Многие авторы, определяя рациональность в землепользовании, отмечают, что данное понятие включает в себя как экономическую рентабельность, так и охрану эксплуатируемой земли и прилегающих природных объектов в целом. Таким образом, можно выделить две составляющие данного понятия:

  • экономическая;
  • экологическая.

К сожалению, правила рационального использования земель сельскохозяйственного назначения в законодательстве, направленные на регулирование указанных составляющих, представляют их как нечто взаимно не связанное. Это вызывает сложности в применении права в указанной сфере. Между тем обеспечение обеих составляющих на практике также не представляется возможным полностью.

Использование земли, как и любого другого природного ресурса, сопряжено с нагрузками на природу и с причинением ей вреда. Полностью безвредное производство на сегодняшний день считается невозможным.

Из-за этого определены цели, которые устанавливают рациональность землепользования. К таким целям относятся:

  1. Учёт природных условий и экономических показателей на соответствующей территории.
  2. Обеспечение интересов общества в целом.
  3. Эффективность производственного процесса.
  4. Охрана качественных характеристик земель и их воспроизводство.

Указанные цели всегда неизменны и их обеспечение зависит от технологической развитости производства, экономического уровня, потребностей общества.

Мероприятия по обеспечению рациональности в землепользовании

Для обеспечения рационального землепользования владельцы земельных наделов либо предприятия, занимающиеся сельскохозяйственным производством, осуществляют определенные мероприятия. Такие мероприятия условно принято подразделять на следующие виды:

  1. Мероприятия по землеустройству. Они направлены на специализацию земельных наделов в зависимости от их экономических возможностей.
  2. Агротехнические приёмы ведения хозяйства. К ним относятся применение удобрений и прогрессивных технологий в культивировании растений.
  3. Инженерно-технические приёмы. Примером таких мер могут послужить осушение или разведение лесополос.

Такие мероприятия подлежат оценке согласно нормам местного и федерального законодательства, а также плана землеустройства, который разрабатывается местными администрациями на определённый период времени.

Однако улучшение качества сельскохозяйственного производства не является достаточной мерой для обеспечения рационального использование земель сельскохозяйственного назначения.

Для разгрузки имеющихся в использовании земельных наделов регулярно осуществляется восстановление запущенных и ставших непригодными к сельскому хозяйству угодий, а также осваивание нетронутых земельных участков.

Вместе с тем расширение ресурсной базы для сельского хозяйства не является основанием для предельных нагрузок уже имеющихся земель. Причиной, по которой могут быть расширены земли под сельхозпроизводство, является лишь потребность населения.

Освоение новых земельных угодий

Помимо потребностей населения в сельскохозяйственных продуктах, сельхозугодья подлежат расширению за счёт целинных земель различных неиспользуемых фондов лишь при наличии следующих условий:

  1. Расширение вызвано необходимостью восполнения фонда сельхозугодий вследствие отбора их части для иных нужд (расширение границ городов, создание могильников и т. д.).
  2. Развитие промышленного производства, требующего большего количества сельскохозяйственной продукции.
  3. При консервации земель сельхозугодий вследствие истощения почвы, создание лесных угодий в пределах населённых пунктов.

Освоение новых земель под нужды сельского хозяйства не может являться спланированным или разовым мероприятием. Это происходит постепенно и неравномерно по территории России. Основным критерием являются нужды отдельных хозяйствующих субъектов.

Чем быстрее происходит технологическое обновление производства, тем больше природных ресурсов оно начинает потреблять. Именно в этой ситуации необходимо применение норм экологического контроля, которые направлены на недопущение ухудшения экологического состояния, что в дальнейшем ведёт к снижению экономической рентабельности земли.

Мониторинг и охрана земель

Для предварительной, текущей или же итоговой оценки состояния земельных угодий сельского хозяйства проводиться мониторинг. Помимо самого наблюдения и оценки, сущность мониторинга заключается в прогнозировании состояния земли в будущем при текущей нагрузке.

Целью мониторинга является выявление данных для снижения нагрузки на земельный ресурс или наоборот, смещения действующего стандарта в пользу большей эксплуатации. Обычно такой мониторинг проводится специальными государственными службами в составе местных администраций.

Мониторинг за состоянием земель является неотъемлемой частью охраны земель. Охрана земель представляет собой целый комплекс мероприятий агротехнического, экономического и правового характера, без которых осуществление рационального землепользования представляется невозможным.

Основными признаками, по которым определяется нерациональное землепользование, являются:

  • различные виды эрозии;
  • засоление;
  • засорение промышленным мусором;
  • иссушение;
  • затопление;
  • засорение горной почвой.

В зависимости от наличия тех или иных признаков усталости земельных угодий и применяются меры по охране земель.  Оценка эффективности таких мер производится исходя из непосредственного улучшения состояния почвы, повышения урожайности и качества сельскохозяйственной продукции.

Методы охраны земель

По своему характеру методы охраны земель подразделяются на следующие виды:

  1. Методы правовой охраны, которые заключаются в разработке и внедрении законодательства, в том числе экологических стандартов, обязательных для всех владельцев земельных угодий.
  2. Методы экономического воздействия на распорядителей земель, которые заключаются в компенсировании нанесённого земле ущерба в денежном выражении.
  3. Методы по устройству землепользования направлены на определение режима эксплуатации ресурсов, разработку программ и стандартов предельно допустимых норм нагрузки на те или иные земельные участки.
  4. Разработка инженерных решений в качестве метода охраны земель заключается в создании гидротехнических сооружений, методов экономии воды и улучшения состояния почвы.
  5. Биологические методы стали интегрироваться и применяться сравнительно недавно. Они направлены на улучшение качества почвы путём внедрения в её состав различных биоэлементов, восстанавливающий естественное плодородие земли.

Однако наличие подобных мер не считается достаточным. Главным условием обеспечения охраны земель является непрерывный контроль над деятельностью как отдельных граждан, так и производственных предприятий.

Контроль над рациональным землепользованием

Подобный контроль осуществляется на многоуровневой основе, и первым звеном является сам субъект хозяйственной деятельности. Ведь будь то человек или юридическое лицо, главным для него при эксплуатации земельных ресурсов является экономическая целесообразность. Но контрольные функции государства всё-таки остаются неотъемлемым и обязательным условием такого контроля.

На данный момент в Российской Федерации функцию по осуществлению учёта и мониторинга за состоянием земельных угодий осуществляет служба кадастра. Именно на это учреждение возложены полномочия по осуществлению контроля над соблюдением субъектами использования земельных ресурсов законодательства.

Однако их полномочия ограничены лишь административными методами, когда как в законодательстве имеются положения об имущественной и уголовной ответственности виновных лиц. В подобных случаях в качестве контролирующих органов выступают учреждения юстиции и прокуратура.

В основном деятельность таких органов направлена на пресечение и предупреждение нарушений в сфере рационального использования земель путём проведения периодических проверок, привлечения виновных лиц к ответственности.

Помимо контрольных полномочий, кадастровая служба ответственна за периодические проверки качества почвы. Главным образом проводятся геоботанические обследования, целью которых является оценка экономической выгодности использования того или иного земельного участка. Таким образом определяется, обеспечивается ли должное рациональное землепользование в том или ином конкретном случае.

Значение рационального землепользования

Меры по охране земель дают возможность обеспечить наиболее экономически выгодную эксплуатацию при минимальных нагрузках на природу.

Вместе с тем они  позволяют повысить продуктивность земель, тем самым обеспечить удовлетворение большего количества потребностей населения.

Такие меры способствуют повышению эффективности не только землепользования в сельском хозяйстве, но и в сфере добычи полезных ископаемых.

В целом, рациональное землепользование дает обществу:

  • эффективное экономическое производство;
  • оптимальный расход природных ресурсов;
  • охрану земель от негативного воздействия производственного процесса;
  • постепенное освоение новых ресурсных баз;
  • интенсивное землепользование.

Указанные цели достигаются путем мероприятий охраны земель и обеспечения рационального землепользования. Однако применение таких методов и осуществление мероприятий должно быть исключительно правовым, то есть соответствовать требованиям законодательства.

Основным законодательным актом в сфере обеспечения рациональности эксплуатации земельных ресурсов является Федеральный Закон РФ «Об охране окружающей природной среды».

Данный закон устанавливает обязательный характер рационального пользования природными ресурсами, в том числе и земельными участками.

Так, согласно статье 3 указанного закона все субъекты производственного процесса обязаны соблюдать принцип рационального использования природных ресурсов и охраны природы.

Таким образом, законодатель выделяет данный процесс в категорию самостоятельной деятельности хозяйствующих субъектов.

Кроме того, установленная уголовная ответственность, административные санкции и имущественные обязательства хозяйствующих субъектов, определённые в законодательстве, также подчеркивают важность и значимость обеспечения рациональности расхода ресурсов для хозяйствующих субъектов.

В законодательстве не содержится конкретного определения понятия рационального пользования. Имеются лишь цели, методы обеспечения, которые и воспринимаются на практике как обязанность хозяйствующих субъектов. Указанные цели и методы представляют собой лишь практическое выражение обязанностей лиц. То есть конкретно установить, обеспечивает ли тот или иной комплекс мер необходимый результат.

По этой причине оценку можно дать лишь по следующим характеристикам:

  • экономическая прибыльность;
  • сохранение земельного фонда.

К сожалению иных характеристик оценки деятельности хозяйствующих субъектов на данный момент не разработано.

Источник: https://ZhiloePravo.com/zemlya/ratsionalnoe-ispolzovanie.html

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.