Кто занимается кадастровой оценкой земельных участков

2.1 Как и кем определяется кадастровая стоимость: учреждение vs орган субъекта РФ – часть I

Кто занимается кадастровой оценкой земельных участков

Эта заметка вторая из нескольких, посвященных последовательному раскрытию кадастровой стоимости.

В них я хочу рассказать о результатах своих исследований в этой области, воплощенных в диссертации, статьях и последующих наработках.

Заметки адаптированы для интернет-блога, чтобы читать их было недолго. Поэтому в конце текста приводится источник, где можно узнать о конкретном вопросе подробнее.

Мои цели состоят в том, чтобы:

  1. объяснить юридическую проблематику кадастровой оценки, показать, что она красива и интересна;
  2. дать теоретическую основу для решения возникающих в этой сфере вопросов, чтобы помочь судьям и практикующим юристам;
  3. обеспечить постепенное воплощение в жизнь своих идей: в практике судов и в нормативных актах, что, я надеюсь, приведет к улучшению системы кадастровой оценки;
  4. и самому лучше разобраться в этой теме.

Изложение построено на основании Закона «О государственной кадастровой оценке», поскольку за ним будущее.

Заметки:

1. Что такое кадастровая стоимость: постановка проблемы.

2.1 Как и кем определяется кадастровая стоимость: учреждение vs орган субъекта РФ – часть I

2.2 Как и кем определяется кадастровая стоимость: учреждение vs орган субъекта РФ – часть II

3. Что такое правила определения кадастровой стоимости, и почему они делают невозможным ее приведение в соответствие с рыночной?

4. Влияние регулятивных целей налогообложения на правила определения кадастровой стоимости

5. О надлежащем уровне правового регулирования кадастровой стоимости

6. Влияние индивидуального правового режима объекта недвижимости на его кадастровую стоимость

7.1 Функция суда по делам об оспаривании кадастровой и иной стоимости  – часть I

7.2 Функция суда по делам об оспаривании кадастровой и иной стоимости – часть II

8.1 Что такое экономическая обоснованность кадастровой стоимости? – часть I

8.2 Что такое экономическая обоснованность кадастровой стоимости? – часть II

Заметка разбита на две меньшие по объему части. Вторуя часть вы можете прочитать здесь.

Законодателем предусмотрено несколько способов определения кадастровой стоимости:

1. По итогам государственной кадастровой оценки (далее – ГКО). Кадастровая стоимость рассчитывается специально созданным бюджетным учреждением и утверждается уполномоченным органом субъекта РФ.

2. При изменении характеристик объекта недвижимости или возникновении нового объекта. Кадастровая стоимость определяется бюджетным учреждением на основании модели оценки, построенной им по итогам последней ГКО.

3. При исправлении ошибок, допущенных в ходе ГКО. Расчет кадастровой стоимости осуществляется бюджетным учреждением.

Если исправляется кадастровая стоимость, утвержденная органом субъекта, то этот же орган утверждает исправленные значения путем внесения изменений в соответствующий акт. Если исправляется кадастровая стоимость, определенная самим учреждением в соответствии с п.

2 этого списка, то утверждения со стороны уполномоченного органа не требуется, бюджетное учреждение сразу направляет сведения об исправленной кадастровой стоимости в Росреестр.

4. По итогам рассмотрения споров о приведении кадастровой стоимости в соответствие с рыночной. Кадастровая стоимость рассчитывается соответствующим оценщиком, чье заключение признается достоверным комиссией или судом. Определяется измененная кадастровая стоимость решением комиссии или суда.

Замечу, что определение кадастровой стоимости учреждением, комиссией и судом (пункты 2 и 4) дает повод усомниться в признании акта об утверждении результатов определения кадастровой стоимости (далее – Акт) нормативным актом, на чем обычно основываются Верховный Суд и Конституционный Суд.

Подробнее об этом мы поговорим в отдельной заметке, идейно посвященной характеру Акта.

Во всех перечисленных случаях внесение кадастровой стоимости в ЕГРН осуществляется Росреестром.

Чтобы договориться о терминах, замечу, что под расчетом кадастровой стоимости я понимаю установление субъектом специальных знаний самого значения кадастровой стоимости.

В то время как определение – это утверждение данного значения уполномоченным субъектом в качестве официально признанного.

Такое разделение терминов помогает разобраться в разграничении функций разных субъектов в ходе ГКО, хотя в Законе о ГКО оно не проводится.

Я не буду останавливаться подробно на порядке проведения ГКО, он урегулирован в ст.ст. 11-15 Закона о ГКО, и большинство этих положений носит технический характер. Сейчас хочу остановится на вопросе о том, какова роль органа субъекта РФ, утверждающего значения кадастровой стоимости.

В процессе ГКО кадастровая стоимость конкретных объектов недвижимости рассчитывается специализированным бюджетным учреждением, по итогам чего готовится отчет. Данный отчет проверяется Росреестром. После этого орган субъекта РФ принимает акт об утверждении содержащихся в отчете результатов определения кадастровой стоимости. Далее эти сведения вносятся в ЕГРН.

С учетом сказанного, лицом, рассчитывающим кадастровую стоимость, выступает бюджетное учреждение. Орган исполнительной власти субъекта РФ лишь утверждает те значения, которые указаны в отчете.

Данный орган не имеет процедурных механизмов, которые позволили бы проверить достоверность отчета: он не может провести повторную оценку, даже если у него в штате есть компетентные служащие, или инициировать повторную проверку кадастровой стоимости силами Росреестра. Закон не дает ему на это право.

Достаточным механизмом контроля за достоверностью определенных значений кадастровой стоимости законом признается текущий и итоговый контроль нарушений со стороны Росреестра.

Таким образом, по смыслу Закона ГКО, значения кадастровой стоимости, указанные бюджетным учреждением в отчете, являются обязательными для органа субъекта РФ. Тогда можно ли сказать, что орган субъекта РФ, утверждая Акт, определяет кадастровую стоимость, или же она определяется уже бюджетным учреждением?

Орган субъекта РФ не вправе изменить рассчитанную в отчете кадастровую стоимость, с которой он не согласен. Более того, установление в ч. 1 ст.

 15 Закона о ГКО предельного срока для принятия Акта (20 дней с момента получения отчета), может указывать на то, что утверждение результатов определения кадастровой стоимости, представленных бюджетным учреждением, является обязательным для уполномоченного органа субъекта РФ.

Такой подход дает повод предположить, что действия уполномоченного органа вообще лишаются правотворческого начала. Он уже не творит право, поскольку не имеет свободы усмотрения, необходимой для правотворческой деятельности, а реализует обязанность, возложенную на него федеральным законодателем.

С другой стороны, именно то, что результаты ГКО вводятся в действие актом органа исполнительной власти субъекта РФ, позволяет заключить, что данный орган сохраняет возможность, по крайней мере, не утверждать предложенные результаты определения кадастровой стоимости, инициировав новую кадастровую оценку. Это придает минимально необходимую степень свободы действиям органа субъекта РФ, чтобы признать их актом правотворчества. А неудачное положение ч. 1 ст. 15 Закона о ГКО, будто бы не оставляющее выбора уполномоченному органу в утверждении результатов оценки, можно объяснить тем, что этот закон писался оценщиками. И изложен он по большей части как процедурный акт, описывающий последовательность действий всех участников ГКО, в том числе и уполномоченного органа субъекта РФ.

Тем не менее, поскольку речь идет об утверждении экономических показателей стоимости, свобода усмотрения данного органа, действительно, весьма ограничена.

Может ли орган, получив отчет, изменить значения кадастровой стоимости нескольких объектов недвижимости, которые показались ему заниженными или завышенными, и утвердить результаты определения кадастровой стоимости с учетом этих изменений? Конечно нет.

Такие значения будут экономически необоснованы, поскольку они рассчитаны произвольно, а не в установленной законом процедуре. Уполномоченный орган вправе утвердить лишь те значения кадастровой стоимости, которые рассчитаны бюджетным учреждением в соответствии с Законом о ГКО.

Таким образом, Акт по своей природе является актом, санкционирующим результаты оценки. Это дает основания предположить, что условием его законности и обоснованности выступает экономическая обоснованность результатов определения кадастровой стоимости. Но подробнее об этом мы поговорим в одной из следующих заметок.

С другой стороны, если речь порой заходит о возникновении нового объекта недвижимости, то ст.

16 Закона о ГКО предполагает, что его кадастровая стоимость определяется самим учреждением на основании результатов последней ГКО без какого бы то ни было участия органа субъекта РФ.

Получается, что в одних случаях (по итогам ГКО) кадастровая стоимость определяется уполномоченным органом субъекта РФ, а в других самим бюджетным учреждением (при возникновении нового объекта)?

Проблема роли органа субъекта РФ в ходе ГКО усугубляется, если обратить внимание на процедуру исправления кадастровой стоимости из-за допущенных в ходе ГКО ошибок (ст. 21 Закона о ГКО).

Если бюджетное учреждение признает допущенную ошибку, сохраняет ли орган субъекта РФ и в этом случае возможность отказаться от внесения в Акт изменений, предлагаемых бюджетным учреждением, в силу присущей этому органу свободы правотворческой деятельности? И кто несет гражданско-правовую ответственность при утверждении ошибочно определенной кадастровой стоимости?

Об этом мы поговорим во второй части заметки.

Источник: https://zakon.ru/blog/2017/9/9/21_kak_i_kem_opredelyaetsya_kadastrovaya_stoimost_uchrezhdenie_vs_organa_subekta_rf

Кто проводит кадастровую оценку земель?

Кто занимается кадастровой оценкой земельных участков

Кадастровая оценка земель представляет собой специальную процедуру в ходе проведения которой возможно установить общую кадастровую стоимость конкретного земельного участка. Чаще всего проведение данной процедуры осуществляется в фискальных целях.

Без наличия кадастровой оценки невозможно установить его ценность, величину арендной платы, а также узнать процент государственного налогообложения. Как правило, проводить подобные мероприятия имеют право те оценочные организации, которые прошли специальный конкурс и были допущены к деятельности территориальным органом власти. Все процедуры и результаты утверждаются по действующим законам и основным нормативно-правовым актам.

Цели проведения кадастровой оценки. Для проведения комплексной кадастровой оценки конкретного участка или нескольких территорий существуют определенные цели.

В ходе процедуры специалисты смогут точно узнать стоимость земли, определить величину налога, право использования территории для доработки генерального плана города и прочие данные, которые понадобятся в дальнейшем.

Можно выделить основные цели для проведения оценки:

1. Экономическая – позволяет узнать точную стоимость земли, определить размер арендной платы, налога, а также компенсационных выплат в случае изъятия участка для муниципальных нужд; 2. Правовая – возможность получить данные для защиты прав землепользователей; 3. Информационная – поддержка и обслуживание земельного рынка, информирование юридических и физических лиц о последней стоимости земель; 4. Управленческая – изготовление проектных разработок территорий города, в частности генерального плана. Услуга кадастровой оценки необходима и в том случае, если конкретное заинтересованное лицо желает продать определенный участок земли. Для этого эксперты должны правильно оценить территорию, чтобы продающий получил максимальную выгоду от продажи. Также в государственном реестре за каждым участком закреплена индивидуальная налоговая ставка, поэтому качественное проведение оценочного мероприятия напрямую влияет на размер будущего налога.

Кто проводит кадастровую оценку?

Проводить оценку могут специальные организации, которые ранее прошли соответствующий конкурсный отбор. Данные фирмы работают по государственному контракту и имеют законное право проводить мероприятия связанные с оценкой земель (территорий) населенных пунктов. В качестве заказчика услуги может выступать как заинтересованное физическое, так и юридическое лицо.

Все полученные результаты во время проведения процедуры дополнительно утверждаются нормативно-правовыми актами субъектов РФ. При необходимости или обжаловании результатов оценки могут проводиться плановые переоценки земель. Для этого конкретному лицу необходимо обратиться в административные органы местной власти или фирму, которая проводила кадастровую оценку. Заинтересованная в изменениях результатов сторона должна написать специальное заявление с указанием всех ключевых моментов.

Документы и информация для проведения оценки земли.

Прежде, чем провести кадастровую оценку специалист может потребовать некоторую удостоверительную документацию. Список необходимых документов устанавливается государственными нормами, однако может изменяться в зависимости от определенных требований конкретной фирмы.

Документы и информация для оценки земли:

1. Информация о договорах на продажу-покупку земли; 2. Копия договора на выкуп приватизированной территории; 3. Информация о платах за аренду; 4. Данные о стоимости; 5. Документы и информация о недвижимости, которая была в свободном доступе и может явятся подтверждением стоимости. В основной список документации необходимой для проведения оценки могут входить любые другие документы, которые являются подтверждением актуальной стоимости конкретного участка земли. В некоторых случаях требуется предоставление копий чеков на оборудование территории, при условии, что на указанном участке присутствуют какие-либо постройки и прочие конструкции.

Как проводится оценка?

Процедура оценки может происходить различными образами в зависимости от определенных условий и наличия ключевых данных об участке. Многие компании проводят мероприятие даже при наличии минимального количества информации.

Схема проведения оценки:

1. Проведение подробного анализа участка с учетом наличия инженерных сооружений, технической инфраструктуры, конструкций постоянного и временного назначения, состояния строений и других конструкций; 2. Определение кластеров поселений (получение информации об административных районах, жилых поселениях и кварталах); 3. Определение ценовой и аналитической зависимости между объектами; 4. Детальный расчет показателей стоимости земли в зависимости от ее функциональности; 5. Распределение кадастровой стоимости по кластерам на другие объекты из данного кластера; 6. Расчет общей стоимости на основе полученных данных и прочих показателей. Оценка может осуществляться по следующим показателям земли: городской, сельскохозяйственный и лесного предназначения. При этом процедура и порядок проведения мероприятий является одинаковыми для всех типов земель.

Наша компания имеет огромный опыт в данной сфере, в частности мы предоставляем услуги по кадастровой оценке земли.

Благодаря квалифицированному персоналу проведение оценочных мероприятий осуществляется с минимальными затратами времени и финансов.

Индивидуально для каждого типа участка применяется отдельный профессиональный подход, который позволяет сэкономить время на подготовку всей документации. При необходимости проводятся детальные консультации.

НазадВперед -Методика кадастровой оценки земли?

Источник: http://pasport-info.ru/otsenka-zemelnyh-resursov/3-kto-provodit-kadastrovuyu-ocenku-zemel.html

Государственная кадастровая оценка: изучаем нововведения

Кто занимается кадастровой оценкой земельных участков

Федеральный закон от 31 июля 2020 г. № 269-ФЗ “О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации” были внесены изменения в законодательство в сфере государственной кадастровой оценки. Большая часть поправок уже вступила в силу (11 августа 2020 года), однако для некоторых положений предусмотрены иные сроки.

Отметим основные нововведения.

  1. Применение сведений о кадастровой стоимости.

    Поправками в Федеральном законе от 3 июля 2016 г.

    № 237-ФЗ “О государственной кадастровой оценке” закреплено правило о ретроспективном применении кадастровой стоимости объекта недвижимости (в том числе используемой для налогообложения).

    Если исправление ошибки, допущенной при определении кадастровой стоимости, привело к ее уменьшению, то новое значение будет распространено на весь период со дня начала применения сведений о кадастровой стоимости.

    А в Законе об оценочной деятельности теперь предусмотрено, что в случае наличия нескольких применяемых в один момент времени кадастровых стоимостей, определенных на одну дату, применяется наименьшая из таких стоимостей.

  2. Периодичность проведения государственной кадастровой оценки.

    Поправками предусмотрена единая периодичность проведения государственной кадастровой оценки. Очередная оценка будет проводиться через 4 года с года проведения последней оценки, а в городах федерального значения – в случае принятия мэром соответствующего решения – через 2 года.

    Новые правила начнут применяться:

    • в отношении проведения оценки земельных участков – с 1 января 2022 года;
    • в отношении проведения оценки зданий, помещений, сооружений, объектов незавершенного строительства, машино-мест – с 1 января 2023 года.

    При этом во всех субъектах РФ без учета ограничений по периодичности в обязательном порядке будет проведена:

    • в 2022 году – государственная кадастровая оценка земельных участков;
    • в 2023 году – государственная кадастровая оценка зданий, помещений, сооружений, объектов незавершенного строительства, машино-мест.

    До 2022 году в отношении земельных участков и до 2023 году в отношении зданий, помещений, сооружений, объектов незавершенного строительства, машино-мест сохранится прежняя периодичность проведения оценки.

    Важный нюанс: оценка не должна проводиться, если решение о ее проведении принято менее чем за шесть месяцев до 1 января года проведения государственной кадастровой оценки, предусмотренного таким решением.

  3. Исправление ошибок, допущенных при определении кадастровой стоимости.

    Заявление об исправлении ошибок, допущенных при определении кадастровой стоимости, можно будет подать в течение 5 лет со дня внесения в ЕГРН сведений о кадастровой стоимости. Сейчас это можно сделать в период, пока кадастровая стоимость актуальна.

    Уточняется, что в случае принятия решения об удовлетворении заявления об исправлении ошибок и необходимости пересчета кадастровой стоимости в связи с наличием ошибок, допущенных при определении кадастровой стоимости, бюджетное учреждение обязано проверить, допущена ли выявленная ошибка в отношении иных объектов недвижимости, в том числе соседних, смежных, однотипных. При выявлении соответствующих ошибок кадастровая стоимость таких объектов недвижимости также пересчитывается.

    Эти положения начнут применяться с 2021 года.

  4. Ответственность руководителей бюджетных учреждений, определяющих кадастровую стоимость.

    С 11 августа 2020 года введено новое основание для увольнения руководителей бюджетных учреждений.

    Трудовой договор с лицом, осуществлявшим руководство бюджетным учреждением в течение календарного года, подлежит расторжению по инициативе работодателя в случае принятия судом в соответствующем календарном году 100 и более решений, вступивших в законную силу, которыми удовлетворены заявления об оспаривании решений бюджетного учреждения об отказе в пересчете кадастровой стоимости в соответствии со ст. 21 Закона о государственной кадастровой оценке, при условии, что доля таких решений бюджетного учреждения превышает 20% от общего количества решений этого учреждения, принятых в соответствии со статьей 21 Закона.

    Также предусмотрено, что лицо, осуществляющее руководство бюджетным учреждением, не должно иметь фактов расторжения трудового договора с ним по приведенному основанию в течение трех лет, предшествовавших дню его назначения на должность руководителя бюджетного учреждения или возложения на него обязанностей руководителя бюджетного учреждения.

  5. Установление кадастровой стоимости вместо рыночной.

    Статьей 22 Закона о кадастровой оценке предусмотрен порядок оспаривания результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости.

    Согласно положениям этой статьи результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены в соответствующей комиссии в случае ее создания в субъекте РФ или в суде.

    По итогам рассмотрения заявления комиссией принимается решение об определении кадастровой стоимости объекта недвижимости в размере его рыночной стоимости или об отклонении заявления.

    Вместе с тем с 11 августа 2020 года в Законе о кадастровой оценке появилась ст. 22.1 “Установление кадастровой стоимости в размере рыночной стоимости”, введенная, по сути, взамен ст. 22 Закона. Согласно новой статье, устанавливать кадастровую стоимость в размере рыночной по заявлению заинтересованных лиц будет бюджетное учреждение.

    При этом предусмотрено, что решение бюджетного учреждения в отношении заявления об установлении рыночной стоимости может быть оспорено в суде в порядке административного судопроизводства.

    Одновременно с оспариванием решения бюджетного учреждения в суд может быть также заявлено требование об установлении кадастровой стоимости объекта недвижимости в размере его рыночной стоимости.

    По общему правилу, ст. 22 Закона о кадастровой оценке утратит силу лишь 1 января 2023 года. Однако перейти к применению новых правил, предусмотренных ст. 22.

    1 закона № 237-ФЗ, можно и раньше – соответствующее решение может принять высший исполнительный орган государственной власти субъекта РФ. В этом случае положения ст.

    22 Закона о кадастровой оценке применяются до дня, указанного в таком решении.

    На время переходного периода применения упомянутых ст. 22 и 22.1 Закона о кадастровой оценке (до 1 января 2023 года) установлен ряд особенностей.

Предусмотрен целый ряд иных нововведений. Так, например, орган регистрации прав будет проверять проект отчета об итогах определения кадастровой стоимости объектов недвижимости на соответствие не только формальным требованиям к отчету, но и методическим указаниям о государственной кадастровой оценке. Это положение вступит в силу 1 января 2021 года.

Документы по теме:

Источник: https://www.garant.ru/news/1406016/

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.