Использование земель находящихся в государственной собственности

Содержание

Использование государственных и муниципальных земель в 2019 году: условия и порядок предоставления, аренда и обмен, проведение аукциона, сервитут, перераспределение земель, возмещение убытков, частные случаи | Земельный эксперт

Использование земель находящихся в государственной собственности
2966

Земельное законодательство выделяет обстоятельства, при наличии которых происходит передача права на площади, состоящие в распоряжении государства и муниципалитета. Этот момент зафиксирован в ст. 39.1 Земельного кодекса РФ. Основания возникновения прав на земельные участки:

  1. Решение уполномоченного ведомства по предоставлению земли в безвозмездное пользование.
  2. Продажа земельных участков, находящихся в муниципальной собственности.
  3. Если в отношении надела уже заключена сделка аренды, то пользователь может эксплуатировать площадь, но не вправе выставлять землю как объект правовой сделки.
  4. Когда имеется соглашение о безвозмездном срочном пользовании территорией.

Право эксплуатации земель может предоставить лишь то ведомство, которое имеет все необходимые полномочия в отношении земель

Земли могут быть предоставлены в безвозмездное и возмездное пользование или оформлены как частная собственность. Передача земли в собственность бесплатно предусмотрена в отношении следующих лиц:

Внимание. Если у вас возникнут вопросы, можете бесплатно проконсультироваться с юристом по телефону: 8 800 350-83-46 по все России. Звонки принимаются круглосуточно.

  • имеющим, один или два участка с постройками;
  • членам кооперативов или товариществ;
  • представителям религиозных объединений;
  • общественным фондам, оказывающим поддержку инвалидам;
  • молодым семьям;
  • многодетным семьям.

Предоставление земель в постоянное бессрочное пользование происходит при наличии определенных обстоятельств. Претендовать на получение наделов могут:

  • религиозные общины;
  • муниципальные предприятия, которые обладают правом собственности на постройки, располагаемые на соответствующем участке;
  • компании, занимающиеся сельскохозяйственными работами;
  • организации, чей вид деятельности нуждается в особой поддержке со стороны государства.

По общему правилу, земли могут передаваться юридическим лицам и публично-правовым образованиям. Предоставление земель гражданам регулируется законом. Участки, переданные гражданам до вступления в законную силу земельного кодекса остаются в распоряжении граждан, и они имеют право перевести их в частную собственность.

В безвозмездном срочном порядке земли передаются также гражданам, предприятиям, государственным органам. Особенностью такого мероприятия является ограниченный срок использования земель и наличие определенных условий:

  • возможность передать земли, состоящие в государственной собственности сроком больше, чем на год, если они не будут застраиваться;
  • природные зоны и сельскохозяйственные земли могут быть отданы в эксплуатацию в качестве служебных наделов;
  • городские владения, которые состоят в распоряжении религиозных организаций, оформляются для дальнейшей застройки;
  • земли выделяются под строительство, если они выступают объектами госконтракта на застройку;
  • территории переданы кооперативам и товариществам;
  • лесные массивы.

Процедура передачи достаточно проста и заключается в подаче заявки со стороны заинтересованного лица, а затем оформляется договор безвозмездной срочной эксплуатации. Если срок действия документа меньше года, то регистрации в Росреестре он не подлежит.

Аренда земель государственной и муниципальной собственности

Арендное соглашение в данном случае заключается между владельцем территории, то есть муниципалитетом или государственным органом и арендатором — лицом, заинтересованном во временном пользовании территорией.

Земли, принадлежащие государству или городским властям, могут быть отданы в пользование гражданам при условии, что на площади не будут возводиться постройки по заявлению со стороны желающего лица. В этом случае, арендная плата не должна быть больше размера земельного сбора, начисляемого для участка.

Когда земли отдаются в аренду для полного освоения или под застройку, обязательным условием является организация конкурса по определению арендатора.

Процедура также предполагает подачу заявки и все затребованные документы. В дальнейшем проводится аукцион и победителем выбирается тот участник, который предложил самую высокую цену.

Размер платежа по аренде определяется с учетом заявленного показателя. По окончании мероприятия оформляется договор аренды земельного участка муниципальной собственности.

Посмотреть и скачать можно здесь: [Образец договора аренды земельного участка].

Организация аукциона по продаже или передаче земли государственной или муниципальной собственности

При продаже земельного массива, также как и при аренде, в случае застройки территории право на получение земли определяется посредством проведения конкурса. Участником конкурса может стать любой желающий, за некоторыми исключениями. О том, как проходят аукционы на земельные участки, описано в российском законодательстве.

Начальная цена участка определяется с учетом его кадастровой стоимости, указанной в соответствующих документах. По мере того как проходит аукцион, каждый участник предлагает свою цену с учетом установленного «шага» и в результате определяется победитель. Информация фиксируется в соответствующем протоколе.

Победителем становится участник, заявивший самую высокую цену на землю. По итогам торгов заключается договор купли-продажи или арендное соглашение, которые в дальнейшем проходят процедуру регистрации.

Если надел не будет использоваться под застройку, то его передача будет проходить без назначения торгов, согласно очередности поступивших заявлений, если их несколько.

Частные случаи

При предоставлении земельных участков для ведения крестьянского хозяйства в пользование соответствующей группе организаций или граждан, желающих организовать ЛПХ, возникает ряд особенностей. Прежде всего, следует отметить, что данная процедура предусматривает организацию конкурса, в рамках которого и определяется будущий собственник или пользователь.

При проведении конкурса существуют ограничения. В торгах могут принимать участие только фермеры и крестьянские хозяйства.

Если на территории находится здание, принадлежащее третьему лицу, то владельцы таких построек имеют исключительное право на покупку земель или оформление арендного соглашения.

Когда постройки располагаются на территории, не подлежащей разделению и являющейся собственностью сразу нескольких лиц, владельцы вправе приобрести землю в порядке общего долевого использования или в аренду с множественностью лиц.

Когда территория закреплена за группой компаний по праву оперативного управления, она передается той компании, которая распоряжается большей частью участка.

Обмен муниципальной земли на частную

Обмен земельными участками, принадлежащими городским властям или госорганам, происходит при наличии следующих оснований:

  1. Меняются площади, принадлежащие государственным органам или городу на частные наделы, изымаемые у собственников для потребностей государства или муниципалитета.
  2. Если происходит обмен площадей из частной собственности в муниципальную, для возведения объектов новой инфраструктуры или постройки транспортного узла.

Договор мены (посмотреть и скачать можно здесь: [Образец договора мены земельными участками]) в данном случае заключается между уполномоченным ведомством, выступающим собственником муниципальных или государственных площадей и владельцем частной зоны.

Процедура проводится в стандартном порядке, однако, у данного соглашения имеется ряд особенностей. Прежде всего, территории, участвующие в сделке, должны быть равноценны. В том случае, если стоимость предложенного объекта ниже, муниципалитет осуществляет доплаты гражданину.

После того как сделка оформлена, необходимо выполнить регистрацию договора в Росреестре. Действовать документ начинает после того, как будет составлен и подписан участниками акт передачи земель.

Установление сервитута на земли государственной и муниципальной собственности

Относительно земель может быть назначено такое обременение, как сервитут. Данный правовой режим дает возможность другим лицам пользоваться массивом по мере необходимости для осуществления прохода или других целей.

Основания для назначения ограничения:

  • в случае возникновения необходимости в размещении построек линейного типа, сооружений связи, специальных знаков, оборонительных и защитных строений, которые не препятствуют осуществлению деятельности, связанной с целевой эксплуатацией земель;
  • если проводятся работы по изысканию;
  • для организации недропользования.

Сервитут может быть публичными или частным. Чтобы получить данное право, заинтересованному лицу необходимо составить и подать заявку в административный аппарат о назначении сервитута.

Если для этого имеются основания, и обременение не будет мешать целевому использованию земли, то в течение 30 дней с момента обращения, уполномоченное ведомство должно вынести решение об установлении сервитута, отказ в удовлетворении заявки или предложить обратившемуся гражданину иной вариант.

После вынесения положительного решения, между владельцем надела и заявителем заключается соглашение о сервитуте. В свою очередь, распорядитель надела вправе установить плату за пользование площадью.

Перераспределение земельных участков

Изменение границ земельных участков или перераспределение территорий, состоящих в распоряжении муниципалитета или государственных органов между собой, происходит в рамках регламента, установленного законодательством. Данное мероприятие может проводиться в следующих случаях:

  • имеется необходимость в корректировке площади, подлежащей застройке согласно утвержденному кадастровому плану;
  • требуется исключить вклинивания, острые углы, и вкрапления, то есть привести конфигурацию участка к приемлемому виду, при условии, что увеличение площадей произойдет в пределах разрешенного максимума;
  • для определения и упорядочения земель, переданных дачным кооперативам, товариществам и с условием, что размер не будет превышать максимально допустимые нормы. Данные земли входят в фонд перераспределения наделов.
  • с целью возведения капитальных сооружений или изъятия площадей для нужд города, государства.

Соглашение о перераспределении (посмотреть и скачать можно здесь: [Образец соглашения о перераспределении земельных участков]) заключается между участниками правоотношений, то есть между уполномоченным ведомством, распоряжающимся землями и муниципальными организациями, гос. предприятиями, частными лицами.

Процедура изменения границ смежных участков предусматривает обращение пользователя в муниципалитет с заявлением, непосредственное осуществление перераспределения и регистрацию права собственности на полученные в результате новообразования площади.

Возмещение убытков при ухудшении качества земли или ограничении прав

Согласно действующему законодательству, возмещение убытков происходит в следующих случаях:

  • в случае понижения качественных характеристик почвы и самого надела, переданного во временную эксплуатацию;
  • из-за временного занятия земли;
  • в связи с установкой ограничений в отношении полномочий владельца территории, а также временных распорядителей;
  • по причине изменения прямого назначения использования массива, при подаче ходатайства о переводе земли из одной категории в другую, без согласования с собственником.

Причиненные убытки возмещаются собственнику при наличии законных оснований и соответствующих документов, например, судебного решения или другого законодательного акта.

Потери компенсируются за счет средств виновного лица. Таковыми могут быть административный орган, частные организации, временные пользователи. Размер выплаты определяется индивидуально, в зависимости от обстоятельств.

В состав общей суммы могут входить фактические убытки, упущенная выгода, моральный ущерб, средства необходимые на восстановление земли.

Каждую часть компенсации претендент на выплату обязан обосновать при помощи соответствующих документов.

Использование земли без предоставления участков и установления сервитута

В некоторых ситуациях допускается эксплуатация земель без оформления их во временное пользование и без установки сервитута. Это возможно при следующих обстоятельствах:

  • необходимо проведение инженерных изысканий;
  • требуется проведение капитального ремонта действующих линейных построек;
  • при возведении нестационарных торговых точек и рекламных конструкций;
  • в целях геологической разведки недр;
  • при сохранении традиционных промыслов малочисленных коренных народностей.

Порядок использования устанавливается с учетом поданного заявления и на основании выданного заявителю разрешения на пользование. Если эксплуатация территории привела к ухудшению состояния земли, то временный распорядитель надела возмещает ущерб. Оканчивается данное право после того, как территория будет передана в собственность или временное распоряжение.

Размещение рекламных конструкций и торговых точек нестационарного типа производится на основании специальной схемы и при наличии официального разрешения. Список разрешенных конструкций и объектов утверждается в законодательном порядке.

Образцы заявлений и бланков

Вам понадобятся следующие образцы документов:

Вам будут полезны следующие статьи:

Внимание. Если у вас возникнут вопросы, можете бесплатно проконсультироваться с юристом по телефону: 8 800 350-83-46 по все России. Звонки принимаются круглосуточно.

Источник: http://zk-expert.ru/ispolzovanie-zemel/

Использование земельного участка без предоставления земельного участка и установления сервитута

Использование земель находящихся в государственной собственности

Разрешение на использование земли является важным новшеством российского земельного законодательства. Под действие закона подпадают только государственные или муниципальные земли.

Получив разрешение, на земле можно ремонтировать линейный объект, строить временные объекты, складировать материалы и различную технику для строительства, деятельность по совершенствованию сохранения традиций и обычаев малых коренных этносов. Этот способ является условно разрешенным видом использования земельных участков.

Законодательство

Основой законодательного регулирования порядка использования земель без предоставления участков и установления сервитута является Земельный кодекс РФ.

Глава V.6 в Земельном кодексе, а конкретно статьи 39.33, 39.34, 39.35, 39.36 регулируют такой способ использования земель.

Данный институт земельного законодательства был введен в действие 1 марта 2015 года законом от 23 июня 2014 г. №171-ФЗ «О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее – ФЗ № 171).

Основания использования земель

Использовать государственные или муниципальные земли, выделенные гражданам или юридическим лицам можно без предоставления земельных участков и установления сервитута в следующих ситуациях:

  • Осуществление инженерных изысканий — комплекса работ для получения информации, необходимой, чтобы выбрать наиболее экономически целесообразное и технически обоснованное место для строительства, других работ, связанных с проектированием сооружений;
  • Проведение капитального или текущего ремонта линейного объекта (линии электропередач, трубопроводы, автодороги, железнодорожные линии, линии связи и пр.);
  • Постройка временных или дополнительных сооружений вспомогательного характера (ограждения, навесы, бытовки), складывание строительных и других материалов, строительной техники, реконструкции федеральных, региональных или местных линейных объектов;
  • Проведение геологического исследования недр;
  • Осуществление деятельности, направленной на сохранение и развитие традиционного образа жизни, хозяйствования и промысла небольших коренных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока России там, где они традиционно проживают и проводят свою хозяйственную деятельность. Исключение в данном случае составляют земли лесного фонда;
  • Расположение переносных объектов торговли, конструкций рекламы и других объектов, определяемых Правительством России.

Порядок получения разрешения на использование

Порядок выдачи разрешения урегулирован Правилами выдачи разрешения на использование земель или земельного участка, находящихся в государственной или муниципальной собственности. Правила утверждены Правительством России от 27 ноября 2014 года (Далее — Правила).

Согласно Правилам процедура получения разрешения на использование земли начинается с подачи заявления физическим или юридическим лицом (их представителями) в исполнительный орган государственной власти или в муниципалитет.

В заявлении указывается следующее:

  • ФИО, место проживания заявителя и паспортные данные — прописывает физическое лицо;
  • Наименование, месторасположение, организационная форма деятельности и сведения о государственной регистрации заявителя в Едином государственном реестре юридических лиц — прописывает юридическое лицо;
  • ФИО доверенного представителя заявителя и данные документа, который подтверждает его права — прописывает доверенное лицо заявителя; Почтовый адрес, адрес электронной почты, номера телефонов для связи с заявителем или его представителем;
  • Планируемые цели применения земель;
  • Кадастровый номер земельного участка;
  • Период использования земли.

К заявлению необходимо обязательно приложить:

  • Копии паспорта или документа, подтверждающего права и полномочия представителя;
  • План границ, предполагаемых к применению земель на кадастровой карте территории, где указываются координаты характерных точек территориальных границ.

К заявлению могут дополнительно прикладываться:

  • Выписка из кадастра по земельному участку либо кадастровый паспорт земельного надела;
  • Выписка из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним;
  • Копия лицензии на право осуществления геологического изучения недр;
  • Другие документы, удостоверяющие основания для применения земель.

Если заявитель сразу не предоставляет дополнительные документы вместе с основными, уполномоченный орган вправе запросить их, используя межведомственное информационное взаимодействие.

Разрешение на использование земельного участка без его предоставления и установления сервитута

Разрешение на использование земельного участка указывает:

  • на обязанность лиц, которым предоставлено разрешение, приводить земли в пригодное состояние в случае, если в процессе использования земельного участка испортился либо вовсе был уничтожен плодородный слой почвы в границах участка;
  • на возможность досрочного прекращения действия разрешения и на сроки, в которые будет направлено уведомление о предоставлении земли лицам, использовавшим ее.

Обязанности и права лиц, которые используют земли без предоставления земельных участков

Лица, использующие земельные участки без их предоставления в собственность или аренду, вправе:

Лица, использующие земельные участки без их предоставления в собственность или аренду, обязаны:

  • Осуществлять только деятельность, разрешенную в пункте 1 статьи 39.33 ЗК РФ и указанную при подаче заявления на получение разрешения;
  • В случае если почва земли при ее использовании была испорчена либо был уничтожен ее плодородный слой, лицо, использующее участок, обязано привести такой земельный участок в пригодное для его дальнейшего использования состояния. Помимо этого гражданин или организация обязаны произвести все требующиеся работы по восстановлению (рекультивации) таких земель.

Какие могут возникнуть проблемы при получении разрешения?

В выдаче разрешения на использование земельного участка могут отказать.

Решение об отказе выносится в определенных ситуациях:

  • в поданном заявлении обнаружены нарушения требований, предусмотренных 3 и 4 пунктами Правил;
  • заявление содержит цели использования земель или предполагаемые объекты к размещению, которые не предусматривает пункт 1 статьи 39.34 ЗК РФ;
  • желаемая земля уже предоставлена гражданину или организации.

Таким образом, новый способ использования земель предоставил гражданам или организациям получать участок во временное использование для проведения на нем определенного вида работ без заключения договора аренды или купли-продажи.

Не нашли ответа на свой вопрос? Звоните на телефон горячей линии 8 (800) 350-34-85. Это бесплатно.

Источник: https://zakonguru.com/nedvizhimost/zemelnyj/predostavleniye/ispolzovaniy-zemli-bez-predostavleniya-uchastkov-i-ustanovleniya-servituta.html

Порядок выдачи разрешения на использование участка из государственных или муниципальных земель

Использование земель находящихся в государственной собственности
Юридическая энциклопедия МИП онлайн – задать вопрос юристу » Земельное право » Статьи о землеустройстве » Порядок выдачи разрешения на использование участка из государственных или муниципальных земель

Разрешение дает право получателю на использование земли.

Земля, находящаяся в собственности государства и субъектов РФ, может быть передана гражданам и организациям. Существует порядок передачи земель: платно и бесплатно. Оплата участка находится в зависимости от получателя, а также от задач по ее использованию.

Алгоритм выдачи разрешения регулируется высшим органом, относящимся к исполнительной ветви власти, – это Правительство РФ. В частности, Правительство РФ сформировало Постановление №1244, которое раскрывает понятие разрешения, а также определяет его содержание.

Разрешение на использование земельного участка, цели его выдачи

Разрешение на использование земельного участка дает право получателю на использование земель. Документ выдается в письменной форме.

Для его получения нужно аргументировать цели использования земли. Целями использования по ст. 39.34 ЗК РФ являются:

  • возведение зданий и сооружений, хранения на участке средств для строительства;
  • осуществление геологического изучения недр;
  • инженерные работы (сроком не более 12 месяцев).

В бессрочном порядке разрешение получают коренные жители северных территорий, Дальнего Востока, Сибири при условии того, что их земли относятся к местам их традиционного проживания. В остальных ситуациях разрешение имеет ограниченный законом срок.

Функции разрешения на использование земельного участка. Прекращение действия разрешения на использование земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности

Разрешение на использование земли выполняет несколько функций:

  • это пропуск на земельный участок, который находится в собственности государства.
  • это разрешение на осуществление определенных работ, прописанных в документе.

Разрешение создается на листе формата А4 на компьютере. В разрешении обязательно должны быть отражены контакты уполномоченного органа, который его выдавал. Информация о земельном участке также отражается в документе: месторасположение, объекты, которые находятся на нем.

Кроме того, в разрешении указываются работы, которые будут проводиться на участке. Документ содержит в себе санкционную часть за действия, приводящие к использованию участка земли не по его назначению, а также за нарушение сроков выдачи разрешения.

Разрешение на использование земли, которая находится на балансе государственных или муниципальных органов, прекращается с момента предоставления участка гражданину или юридическому лицу.

Комплект документов, необходимый для получения разрешения

Собрав комплект документов для получения разрешения на использование земельного участка, необходимо обратиться в уполномоченный орган. В каждом из регионов работает государственный орган, решающий вопросы, связанные с порядком предоставления земли в пользование. Передать документы можно одним из нескольких способов:

  • лично;
  • через доверителя;
  • переслать по почте.
  • переслать в электронном виде.

Заявление может быть составлено в произвольном виде или написано на бланке, который можно получить в уполномоченном органе. Кроме того, допускается электронный вид заявления. К заявлению прикладываются следующие документы:

  • паспорт гражданина, свидетельство о регистрации ИП, ЮЛ;
  • если заявление подает поверенный, его доверенность;
  • кадастровый паспорт;
  • выписка из ЕГРП;
  • лицензия (если получение земли связано с геологическим изучением).

Заявление рассматривается в течение 25 дней. После того как уполномоченный орган примет решение, ему законом отводится 3 дня на то, чтобы поставить в известность заявителя. Возможно несколько вариантов по итогам рассмотрения заявления:

1. Получение разрешения. Разрешение дает право на использование земли в течение определенного срока. В разрешении должны указываться следующие данные:

  • указание на обязанность заявителя о выполнении требований ЗК РФ;
  • информация о возможности досрочного прекращения действия данного документа;

Правила выдачи разрешения на использование земель устанавливают, что отказ в выдаче разрешения должен быть мотивированным. Для этого закон устанавливает следующие обстоятельства:

  • цели использования земли не отвечают требованиям законов;
  • документы, которые приложены к заявлению, неверно оформлены;
  • участок земли уже отдан в использование;
  • предоставление неполного комплекта документов.

Разрешенный вид использования земли можно изменить. После отказа уполномоченного органа в выдаче разрешения на основании того, что цели использования земли не подходят под ее разрешенный вид, необходимо собрать разрешения от собственников соседних участков, составить заявление в уполномоченный орган о возможности изменить вид разрешенного землепользования.

Документы подаются под расписку, лично. Если существует необходимость отправить документы по почтовому каналу, то необходимо сделать это заказным письмом.

Заявитель должен удостовериться, что документы приняты уполномоченным органом. Для этого на почте необходимо заказать уведомление о вручении документов. Результата о рассмотрении данного вопроса следует ожидать примерно 45 дней. В течение этого времени гражданин получает отказ или решение в свою пользу.

В случае положительного ответа гражданин должен оформить документы и зарегистрировать новый статус земли в управлении кадастра и картографии, работающем по месту нахождения земли.

2. Отказ в выдаче разрешения в письменной форме. Об отказе выносится постановление.

Порядок обжалования отказа в получении разрешения на использование земельного участка

Предусмотрен судебный и досудебный порядок обжалования отказа в выдачи разрешения. В досудебной процедуре отказ оспорить можно на основании того, что положения для выдачи отказа не содержатся в законодательстве РФ.

Для этого подается заявителем жалоба в орган, принявший решение. Жалоба подается несколькими способами:

  • лично;
  • отправляется по почтовому каналу;
  • через МФЦ;
  • в электронной форме.

Судебный порядок состоит в том, что заявитель обращается в орган с исковым заявлением в суд районного уровня. К иску прилагается копия отказа и иные документы, затребованные судом В зале суда необходимо доказать, что отказ является неправомерным, что законные основания для отказа отсутствуют.

Направление копии разрешения в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий государственный земельный надзор

Уполномоченный орган в десятидневный срок должен отослать копию документа со схемой о границах участка в орган исполнительной ветви власти, который уполномочен осуществлять государственный контроль.

Под государственным земельным надзором понимается работа уполномоченных органов исполнительной ветви власти, которая направлена на предупреждение и пресечение нарушений требований законов.

Контроль со стороны органов земельного надзора осуществляется в форме проверок ИП, компаний, граждан, а также сюда включена работа по регулярному наблюдению за субъектами земельных правоотношений в отношении соблюдения требований, которые содержатся в правовых нормах.

Кузнецов Федор Николаевич

Опыт работы в юридической сфере более 15 лет; Специализация – разрешение семейных споров, наследство, сделки с имуществом, споры о правах потребителей, уголовные дела, арбитражные процессы.

Около дома проходит линия электропередач, и несколько лет назад дома были снесены а жители расселены. В этом году каким то образом эту землю выделили многодетной семье. Это законно? Значит раньше здесь нельзя было жить, а теперь можно строить новый дом. Кто выдает такое разрешение? На каком основании?

Екатерина08.10.2020 20:30

Добрый день.

Согласно ст.39.5 ЗК РФ:

Предоставление земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, гражданину или юридическому лицу в собственность бесплатно на основании решения уполномоченного органа осуществляется в случае предоставления:

6) земельного участка гражданам, имеющим трех и более детей, в случае и в порядке, которые установлены органами государственной власти субъектов Российской Федерации.

Органами государственной власти субъектов Российской Федерации может быть предусмотрено требование о том, что такие граждане должны состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях или у таких граждан имеются основания для постановки их на данный учет, а также установлена возможность предоставления таким гражданам с их согласия иных мер социальной поддержки по обеспечению жилыми помещениями взамен предоставления им земельного участка в собственность бесплатно;

Для получения информации о статусе земельного участка, а также оснований предоставления многодетной семье – вам необходимо обратиться вАдминистрацию мцуниципального образования и заказать Выписку из Росреестра.

При возникновении сложностей рекомендую обратиться в офис к нашим специалистам.

Чашин Константин Викторович10.10.2020 12:47

Задать дополнительный вопрос

кто готовит пакет документов на получение разрешения на использование земельного участка

Владимир03.08.2019 16:49

ГрК РФ Статья 39. Порядок предоставления разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка или объекта капитального строительства

1. Физическое или юридическое лицо, заинтересованное в предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка или объекта капитального строительства (далее – разрешение на условно разрешенный вид использования), направляет заявление о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования в комиссию.

2. Проект решения о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования подлежит рассмотрению на общественных обсуждениях или публичных слушаниях, проводимых в порядке, установленномстатьей 5.1настоящего Кодекса, с учетом положений настоящей статьи.

Источник: https://advokat-malov.ru/zemleustrojstvo/poryadok-vydachi-razresheniya-na-ispolzovanie-uchastka-iz-gosudarstvennyh-ili-municipalnyh-zemel.html

Государственные земли

Использование земель находящихся в государственной собственности
Перейти к следующей статье

В соответствии со статьей 5 «Участники земельных отношений» Земельного кодекса Российской Федерации (ЗК РФ) наряду с гражданами, юридическими лицами и муниципальными образованиями участниками земельных отношений являются Российская Федерация (РФ) и ее субъекты, которым принадлежит право государственной собственности на землю. Такие земли с полным основанием можно называть «государственными». Государственные земли ─ это земли, находящиеся в государственной собственности.

Согласно Статье 214 «Право государственной собственности» Гражданского кодекса Российской федерации (ГК РФ) и Статье 16 «Государственная собственность на землю» ЗК РФ, государственной собственностью являются земли, не находящиеся в собственности граждан, юридических лиц или муниципальных образований. Это, помимо всего прочего, означает, что муниципальные и государственные земли ─ совсем не одно и то же.

Право государственной собственности на землю является совокупностью юридических норм, регулирующих имущественные отношения принадлежности земельных участков государству и обеспечивающих его возможность по своему усмотрению владеть, пользоваться и распоряжаться ими. Это ─ в объективном смысле.

В субъективном смысле под правом государственной собственности на землю понимается право собственности государства, выступающего в качестве субъекта права. Субъекты государственной собственности на землю в данном случае ─ Российская Федерация (федеральные власти) и ее субъекты.

Поскольку государственный учет земель проходит этап своего становления, достаточно большой массив составляют т. н. неразграниченные государственные земли.

В соответствии со Статьей 1 «Основные принципы земельного законодательства» ЗК РФ разграничение государственной собственности на землю (или, точнее говоря, правовые основы и порядок ее разграничения на виды государственной собственности на землю ─ собственность Российской Федерации и собственность ее субъектов) ─ устанавливаются федеральными законами.

Государство ─ крупнейший собственник земли

Государство продолжает оставаться самым крупным собственником земли в Российской Федерации.

Государственная собственность РФ на землю возникает в нескольких случаях:

  • в результате разграничения государственной собственности на землю;
  • по основаниям, предусмотренным гражданским законодательством;
  • если она признается федеральными законами (например, согласно Статье 8 «Право собственности на лесные участки» Лесного кодекса Российской Федерации лесные участки в составе земель лесного фонда ─ иногда говорят «земли государственного лесного фонда» ─ находятся в федеральной собственности).

Государственная форма собственности на землю зачастую оказывается эффективней частной при решении задач охраны земельных ресурсов. Так, Российская Федерация имеет в собственности земельные участки, относящиеся к категории земель особо охраняемых территорий и объектов (преимущественно это земли государственных природных заповедников).

Если говорить об использовании земли как средства производства или базиса для организации бизнес-процессов, мировой опыт свидетельствует о высокой эффективности частной собственности на землю. Поэтому государство стремится найти и привлечь частного собственника, используя такие правовые механизмы, как продажа и аренда государственной земли.

О том, как это должно происходить, установлено в различных нормативных документах, в т. ч.

соответствующих статьях ЗК РФ: Статье 30 «Порядок предоставления земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности», Статье 30.

1 «Особенности предоставления земельных участков для жилищного строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности», Статье 30.2.

«Особенности предоставления земельных участков для их комплексного освоения в целях жилищного строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности», Статье 34 «Порядок предоставления гражданам земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для целей, не связанных со строительством».

Интересно, что, если имеет место продажа государственной земли, арендатор реализуемого земельного участка обладает преимущественным правом его покупки.

Полномочия государства в области земельных отношений

Российская Федерация и ее субъекты наделены широкими полномочиями в области земельных отношений. Функции государственного управления землями включают:

  • установление основ федеральной политики в области регулирования земельных отношений (Распоряжением от 3 марта 2012 г. № 297-р Правительство РФ утвердило Основы государственной политики использования земельного фонда Российской Федерации на 2012-2020 годы);
  • разработку и реализацию федеральных программ использования и охраны земель;
  • определение ограничений прав собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков;
  • ограничение оборотоспособности земельных участков;
  • резервирование земель для государственных нужд Российской Федерации и изъятие земель для государственных нужд, в т. ч. путем выкупа,

а также иные полномочия, определяемые Конституцией Российской Федерации, ЗК РФ, федеральными законами.

И, разумеется, Российская Федерация осуществляет государственное управление землей ─ земельными участками, находящимися в ее собственности.

К полномочиям субъектов Российской Федерации относятся резервирование, изъятие, в т. ч.

путем выкупа, земель для нужд субъектов Российской Федерации; разработка и реализация региональных программ использования и охраны земель, находящихся в границах субъектов Российской Федерации; иные полномочия, не отнесенные к полномочиям Российской Федерации или к полномочиям органов местного самоуправления.

Субъекты Российской Федерации осуществляют управление и распоряжение земельными участками, находящимися в их собственности.

Государство и охрана земель

Охрана земель (а именно так называется одна из глав ЗК РФ) ─ не только важнейшая экологическая, но экономическая и социальная задача, в решении которой государство должно принимать и принимает самое активное участие. Учитывая значение земли как важнейшего природного ресурса, тщательный государственный контроль за использованием земель и государственный контроль за охраной земель являются объективной необходимостью.

Обязанность государства ─ управление мониторингом земель, государственным земельным надзором, землеустройством.

Государственный мониторинг земель является частью государственного экологического мониторинга, представляющего систему наблюдений за состоянием земель. Его объекты ─ все земли в Российской Федерации.

Государственный земельный надзор регулируется Положением «О государственном земельном надзоре», утвержденном Постановлением Правительства РФ от 15.11.

2006 № 689 и устанавливающем порядок его осуществления, направленный на предупреждение, выявление и пресечение нарушений требований земельного законодательства.

Важная роль в этой работе отводится должности ─ государственный инспектор по охране земель (полное название ─ государственный инспектор по использованию и охране земель).

Главным государственным инспектором Российской Федерации по использованию и охране земель является Руководитель Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии, а «солдатами» его «армии» ─ должностные лица Федерального агентства кадастра объектов недвижимости, Федеральной службы по надзору в сфере природопользования и Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору и их территориальных органов.

Государственный кадастр недвижимости

Для того чтобы эффективно распоряжаться землей и следить за тем, как с этим справляются другие, государству необходимо организовать тщательный учет земельных ресурсов.

Поэтому столь важна государственная регистрация земель: как для учета всех земельных ресурсов в Государственном кадастре недвижимости (ГКН), так и государственная регистрация прав на землю и государственная регистрация сделок с землей, приводящих к возникновению, прекращению или изменению этих прав.

Сегодня в Российской Федерации ведется активная работа по формированию ГКН. Цель государственного учета земель ─ получение систематизированных данных о количестве, качественном состоянии и правовом положении земель ─ информации, необходимой для принятия управленческих решений, направленных на обеспечение рационального и эффективного использования земли.

Единый государственный реестр земель возник в силу объективной необходимости получения сведений о земле не только как о первоисточнике материальных благ, но и объекте налогообложения. Государственный кадастр земли был в Древнем Риме еще в VI в. до н. э.

В Европе в результате филологических трансформаций (французское слово cadastre дословно означает «книга-реестр») стали употреблять выражение «государственный реестр земель». В России для описания земель в XVI в.

было создано специальное учреждение ─ Поместный приказ, ставшее общегосударственным единым центром, объединяющим межевые, кадастровые и крепостные работы.

В начале XX столетия земельные отношения в России претерпели коренные изменения. Земля была национализирована, став единой государственной собственностью и фактически перестав служить объектом налогообложения.

Но поскольку государство все равно нуждалось в сведениях о земле, земельный кадастр существовал и в условиях плановой экономики.

Однако в период экономических реформ, когда земля снова стала объектом гражданского оборота и налогообложения, этот земельный кадастр, не содержавший, например, сведений о местоположении на местности границ, разделяющих смежные земельные участки, перестал отвечать требованиям времени. И на смену ему пришел новый кадастр, установленный Федеральным законом от 02.01.2000 № 28-ФЗ «О государственном земельном кадастре». Он и стал родоначальником современного ГКН.

Источник: https://zakadom.ru/gosudarstvennye_zemli

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.